Конспект логопедического занятия постановка звука Р механическим способом
план-конспект занятия по логопедии
Конспект логопедического занятия постановка звука Р механическим способом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_postanovka_zvuka_r_mehanicheskim_sposobom.docx | 83.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Р] механическим способом.
Логопедическое заключение: ТНР, ОНР III ур.р.р.
Тема: Постановка звука [Р].
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Р.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формирование кинестетического образа звука Р (ощущения положения органов артикуляции);
Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
Упражнение в правильности произнесения звука Р.
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие фонематического слуха;
Устранение дефектного произношения звука Р;
Развитие грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям;
Воспитание самостоятельности.
Оборудование:
Предметные картинки
Зеркало
Мыльные пузыри
Зондозаменитель
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: здравствуй! Сегодня к нам в гости пришла тигрица Рора (показ картинки). Давай с ней познакомимся!
Логопед: Рора подготовила для тебя стихотворение, а ты послушай и скажи, какой звук чаще всего услышишь: («Р»)
«Крот»
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
Людмила Ульяницкая»
2. Постановка цели занятия
Логопед: правильно, сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Р].
3. Анализ артикуляции и характеристика звука
Логопед: давай я расскажу тебе о том, какое положение принимает язык и губы во время произнесения звука [Р]: положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная); нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены; кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы; мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук); голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
4. Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри» на развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизацию губных мышц
Логопед: посмотри, что тебе Рора принесла? Давай попробуем надуть большой-большой мыльный пузырь!
5. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Посмотри, Рора принесла тебе карточки с интересными заданиями. Давай сядем к зеркалу, выполним их, и тогда Рора тебе расскажет, чего она не умела делать в детстве, но очень хотела и у нее получилось. Я тебе буду показывать упражнения, а ты смотри внимательно и повторяй.
Логопед:
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
3. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
4. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
5. «Чистим зубки» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
6. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка). Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
7. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
8. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность). Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
9. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
6. Постановка звука [Р] механическим способом
Логопед: когда Рора была еще совсем маленьким тигренком, она совсем не умела рычать, как это делали её мама и папа. Захотела она научиться и стала тренироваться. Теперь она и тебя хочет научить. Давай попробуем?
Использование зондозаменителя: Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.
7. Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Р, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Р-Т-Р-Ш-Д-П-Р-Ц-С-Ш-Р
8. Закрепление изолированного звука
Логопед:
А теперь давай поможем Роре добраться до цветочка. Следи глазами за дорожкой, отчётливо произнося звук [Р-Р-Р].
9. Итоги занятия:
Логопед: сегодня в гостях у тебя была тигрица Рора, она тебе рассказала, что, когда была маленькая совсем не умела рычать, но научилась, и ты обязательно научишься, у тебя уже это здорово получается!
Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок повторим его.
Ты такая молодец! У тебя так хорошо получилось! Держи подарок, который тебе принесла тигрица Рора (мыльные пузыри).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звука. Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....
Конспект логопедического занятия "Постановка звука С".
Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;• Развивать умение понимать обращенную речь;• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...
Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]
Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...
Конспект логопедического занятия. Постановка звука "С".
Сформировать умение правильного произнесения звука С;Дать характеристику и правильную артикуляцию звука С;Научить правильно произносить звук [С] изолированно, в слогах;Развивать моторику артикуляционн...
Конспект логопедического занятия. Постановка звука Л.
Конспект логопедического занятия. Постановка звука Л....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш механическим способом"
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 4-5 лет (старшая группа) ТНР ОНР 3 ур.р.р. "Постановка звука Ш механическим способом"...