Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация:
«Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Подготовила: учитель-логопед Фролкина А.В.
2024 г
«Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период.
Лето – благодатная пора для продолжения работы с детьми по коррекции речевых недостатков, а также по дальнейшему развитию всех сторон развития речи: коммуникативный, произносительный, фонематического восприятия, речевого дыхания, а также тембра, силы голоса. Развивать речь ребенка в свободное от учения время нужно в непринужденной, ненавязчивой обстановке, чтобы ребенок не слышал назидательных и укоризненных замечаний: «скажи правильно!», «повтори», «когда ты будешь хорошо говорить?» и т. д.
Воспитателям необходимо придерживаться ряда правил:
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
- Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (Например: Это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука. Коля рисовал, а Даша рисовала. И т.д.)
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (Например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (Например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (Например, игра «У меня синий шар, а что у тебя? …. - желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
- Обращать внимание детей на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).
- Важную роль в организации работы должны оказывать игрушки детей. Их роль неоценима в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие детям.
- Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
- Воспитатели должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать воспитателей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1-й, 2-й, 3-й, 4-й?)
- Придумывание слов с заданным количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»?).
- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот – крот, грот, пар - парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка)
- Произношение слов различной звуко-слоговой структуры.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1-й? 2-й? 3-й?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва?).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Определение гласных звуков в словах.
- Определение количества слогов по количеству гласных звуков в слове (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на умение изменять слова по числам, падежам (Один сад, а много чего? -… садов. Гулял где? -… за садом. Много - это глаза, а один … (глаз), много - это уши, а одно … (ухо). Одна конфета, а шесть … (конфет) и т.д.)
- Упражнения на умение образовывать новые слова (уменьшительно- ласкательные формы и т. д.):
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький … (садик), маленькая куколка, а большая ….
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью … (выкапывают), воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы? – … медвежата, у коровы? - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, шуба из меха … меховая и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца - …, у собаки - …, у кошки - … и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт». И др.)
- Взрослый начинает предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Объясните их значение.
- Придумывайте рифмы, сочиняйте стихи.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением; близкие по значению»
- Объяснение переносного значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить детей давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у них желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для них событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений с заданным словами и т.д.
В совместных играх с воспитанниками при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте ребенка вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, реплики, главное – вызывать активное речевое общение. Наблюдения в природе и труд на огороде позволят расширить и активизировать словарь детей по таким лексическим темам как «Овощи», «Ягоды», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Кустарник», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Лес», «Луг», «Поле» и др.
Сюжетно-ролевые игры на участке позволят закрепить словарный материал по темам: «Посуда», «Семья», «Профессии».
Летом на участке в жаркий день можно организовать игры с водой, где удачно использовать возможность для упражнений на развитие речевого дыхания. Пускание в тазу с водой легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), дутьё на них даст возможность развивать сильную воздушную струю. Аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха. Не нужно забывать и про артикуляционную гимнастику, способствующую развитию артикуляционной моторики.
Названия упражнений во многом созвучны с окружающей жизнью ребенка и при каждой возможности воспитателю нужно использовать ее для закрепления упражнения («Лопатка» - при игре с песком, «Чашечка» - при игре с посудкой, «Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Иголочка» - все можно применить в соответствующей ситуации)
Много говорилось о влиянии на речевое развитие пальчиковой моторики. Летнее время дает большие возможности для этой деятельности. Природный материал: игра «Пять камешков» (рассыпание, а затем подбрасывание и ловля их ладонью) – развивает координацию движений, ловкость кисти рук, силу пальцев; игра «Разложи палочки в фигуру» (ровные палочки из прутиков одинаковой длины раздаются детям, по образцу-рисунку выкладываются различные фигурки).
Поделки из желудей, шишек, спичечных коробков, пробок и другого бросового материала также развивает мелкие мышцы пальцев рук, развивают пространственные ориентировки.
Игры с мозаиками проводить под наблюдением педагога, перед игрой напоминать детям, как правильно брать мозаику, помочь выложить узор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"
Работа содержит практический материал по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559658","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"390"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559661","...
Виды игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в летний период
Виды игровой деятельности...
Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период
Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период...
Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”
В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развит...
Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале природного окружения»
Календарное планирование Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале природного ок...
Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста в летний период
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.Задача физического воспитания дошкольников – сформир...