Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iyul_2024.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация:

 «Рекомендации  учителя-логопеда воспитателям по  закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».

Подготовила: учитель-логопед Фролкина А.В.

2024 г


 «Рекомендации  учителя-логопеда воспитателям по  закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».

       Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период.

Лето – благодатная пора для продолжения работы с детьми по коррекции речевых недостатков, а также по дальнейшему развитию всех сторон развития речи: коммуникативный, произносительный, фонематического восприятия, речевого дыхания, а также тембра, силы голоса. Развивать речь ребенка в свободное от учения время нужно в непринужденной, ненавязчивой обстановке, чтобы ребенок не слышал назидательных и укоризненных замечаний: «скажи правильно!», «повтори», «когда ты будешь хорошо говорить?» и т. д.

Воспитателям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь  (например: это мяч, это шапка и т. д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать детям  возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (Например: Это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука. Коля рисовал, а Даша рисовала. И т.д.)
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (Например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (Например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры  (Например, игра «У меня синий шар, а что у тебя? …. - желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
  1. Обращать внимание детей на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).
  1. Важную роль в организации работы должны оказывать игрушки детей. Их роль неоценима в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких  рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие детям.
  2. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
  3. Воспитатели  должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать воспитателей  от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого  ребенка,  помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1-й, 2-й, 3-й, 4-й?)
  2. Придумывание слов с заданным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»?).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот – крот, грот, пар - парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка)
  7. Произношение слов различной звуко-слоговой структуры.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1-й? 2-й? 3-й?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
  3. Составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва?).
  5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  6. Определение гласных звуков в словах.
  7. Определение количества слогов по количеству гласных звуков в слове (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на умение изменять слова по числам, падежам (Один сад, а много чего? -… садов.  Гулял где? -… за садом. Много - это глаза, а один … (глаз), много - это уши, а одно … (ухо). Одна конфета, а шесть … (конфет) и т.д.)
  2. Упражнения на умение образовывать новые слова (уменьшительно- ласкательные формы и т. д.):
  • Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …  (садик), маленькая куколка, а большая ….
  • Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …  (выкапывают),  воду наливают, а соль …
  • Назови детенышей животных: кто у медведицы? – …  медвежата, у   коровы? - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, шуба из меха … меховая и т.д.
  • У лисы хвост лисий, а у зайца - …, у собаки - …, у кошки - … и т.д.
  • Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  1. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт». И др.)
  2. Взрослый начинает предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Объясните их значение.
  2. Придумывайте рифмы, сочиняйте стихи.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением; близкие по значению»
  5. Объяснение переносного значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить детей давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у них желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для них событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений с заданным словами и т.д.

В совместных играх с воспитанниками при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте ребенка вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, реплики, главное – вызывать активное речевое общение. Наблюдения в природе и труд на огороде позволят расширить и активизировать словарь детей по таким лексическим темам как «Овощи», «Ягоды», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Кустарник», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Лес», «Луг», «Поле» и др.

        Сюжетно-ролевые игры на участке позволят закрепить словарный материал по темам: «Посуда», «Семья», «Профессии».

        Летом на участке в жаркий день можно организовать игры с водой, где удачно использовать возможность для упражнений на развитие речевого дыхания. Пускание в тазу с водой легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), дутьё на них даст возможность развивать сильную воздушную струю. Аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха. Не нужно забывать и про артикуляционную гимнастику, способствующую развитию артикуляционной моторики.

        Названия упражнений во многом созвучны с окружающей жизнью ребенка  и при каждой возможности воспитателю нужно использовать ее для закрепления упражнения («Лопатка» - при игре с песком, «Чашечка» - при игре с посудкой, «Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Иголочка» - все можно применить в соответствующей ситуации)

        Много говорилось о влиянии на речевое развитие пальчиковой моторики. Летнее время дает большие возможности для этой деятельности. Природный материал: игра «Пять камешков» (рассыпание, а затем подбрасывание и ловля их ладонью) – развивает координацию движений, ловкость кисти рук, силу пальцев; игра «Разложи палочки в фигуру» (ровные палочки из прутиков одинаковой длины раздаются детям, по образцу-рисунку выкладываются различные фигурки).

        Поделки из желудей, шишек, спичечных коробков, пробок и другого бросового материала также развивает мелкие мышцы пальцев рук, развивают пространственные ориентировки.

        Игры с мозаиками проводить под наблюдением педагога, перед игрой напоминать детям, как правильно брать мозаику, помочь выложить узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"

Работа содержит  практический материал по формированию  экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559658","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"390"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559661","...

Консультация для воспитателей. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыкову детей старшего дошкольного возраста.Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точн...

Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период

Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период...

Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”

В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развит...

Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста в летний период

В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.Задача физического воспитания дошкольников – сформир...