"Неговорящие детки"
консультация по логопедии (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_u_rebyonka_sluhovoe_vnimanie_i_fonematicheskoe_vospriyatie_.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. «Развиваем у ребёнка слуховое внимание и фонематическое восприятие»
Слуховой анализатор играет решающую роль в процессе развития устной речи у детей. У слышащего ребёнка развитие речи осуществляется путем подражания слышимой речи, т.е. с опорой на слух. Слуховой анализатор опережает в своём развитии речедвигательный и имеет решающее значение на ранних этапах речевого развития.
У ребёнка с опережением развивается неречевой слух, который осуществляет восприятие природных и музыкальных звуков.
Постепенно развивается речевой слух и фонематическое восприятие как часть речевого слуха. Благодаря фонематическому восприятию ребёнок начинает чётко воспринимать звуки в речевом потоке, отличать их друг от друга, воспринимает такие слабо-уловимые элементы языка как окончания и предлоги.
При формировании речи на ранних этапах важно учить ребёнка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках, запоминать и различать их. Также важно развивать слухоречевую память, ведь для правильного произнесения слова ребёнку нужно не только воспринять, но и запомнить определённую последовательность звуков и слогов.
Этапы работы:
1. Развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков.
2. Развитие речевого слуха, слухоречевой памяти, простых форм анализа.
3. Развитие фонематического восприятия.
Задачи работы на 1 этапе:
- развивать умение концентрировать и удерживать слуховое внимание;
- учить запоминать и анализировать простые ряды звуков.
Примеры игр и упражнений:
«Что звучит?», «Что упало?» и т.п.
Для игры используют сначала хорошо знакомые инструменты и звучащие предметы: колокольчик, молоток, бубен, ложка и т.д., затем можно использовать любые предметы (бумагу, ножницы, стекло и т.д.).
Уровень А. Сначала ребёнка знакомят со звучанием 3 предметов (инструментов), а затем логопед извлекает звуки из 2 предметов (ребёнок не должен видеть эти предметы) и предлагает ребёнку выбрать из 3 предметов, что звучало (кто пел песенку).
Уровень Б. Очень важно научить ребёнка не просто определить, что звучало, а определять последовательность 2 звуков: что звучало сначала, а что потом. Это приучает ребёнка активнее вслушиваться и запоминать, развивает простые формы анализа.
Такой двухуровневый принцип используем во всех аналогичных заданиях и играх.
Задачи 2 этапа: учим ребёнка анализировать простые последовательности;
- учим ребёнка выделять звук (сначала выделяем гласные, затем – согласные) в ряду других звуков, слогов разных типов (обратных и прямых);
- учим ребёнка запоминать цепочки звуков из 2, а затем и из 3 единиц;
Игра «Кто пришёл?»
Взрослый произносит 2 звукоподражания: ко-ко, му. Предлагает ребёнку сказать или показать из ряда игрушек, кто к нему пришёл. Затем – показать, кто пришёл и спел сначала, а кто – потом.
«Ловишки»: игра, которую можно проводить последовательно на материале всех звуков, сначала гласных, затем простых согласных.
«Запомни песенку». Взрослый произносит цепочки звуков из 2х, затем из 3х единиц и просит ребёнка повторить их: АУ, УА, ИА, ОИ, УИ и т.д.
Задачи 3 этапа: учим запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2х, затем из 3х единиц.
1. Учим запоминать слоги с одинаковым согласным (используются простые по артикуляции и доступные для ребёнка согласные: Н,П,П и т.д.) и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ, МУ-МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.
2. Учим запоминать слоговые цепочки из 2х и 3х единиц с разными согласными и одинаковым гласным:
- МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.
3. Учим запоминать цепочки из 2х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.
4. Повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.
5. Учим повторять слова, похожие по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД, ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.
Источник: Косинова Е.М. Программа комплексной работы с "неговорящими"
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимация. Детки.
Красивая анимация . доставляет удовольствие при просмотре. Фигурки новые....
Проезентация "Рекомендации для родителей неговорящих и плохоговорящих детей"
Презентация для родителей детей 1 мл.гр, " неговорящих и плохоговорящих детей" содержит рекомендации от учителя-логопеда...
Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включает в себя тематический план, список лит...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему: «Детки в клетке» (по мотивам произведений С.Я Маршака «Детки в клетке»).
Конспект разработан с использованием театрально-игровой и здоровьесберегающей технологий....
Мармелад яблочный. Делаем с детками. Очень вкусно! И деткам занятно!
Мармелад яблочный. Делаем с детками. Очень вкусно! И деткам занятно!Просто прелесть! ⠀Ингредиенты:-Сок яблочный - 0,5 ст-Сахар - 2 ст-Цедра лимона - 2 ст.л.-Желатин - 20 г-Вода - 100 мл⠀Приг...
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...