Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.
материал по логопедии

Пахомова Наталья Ивановна

Логопедическое обследование проводится на основе методик обследования О. Б. Иншаковой, Л.С Соломаха и Н.В. Серебряковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_obsledovanie_doshkolnikov_s_tnr.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование проводилось на основе методического пособия Иншаковой Ольги Борисовны «Альбом для логопеда», который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей дошкольного возраста. Он состоит из 6-ти частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; самостоятельной речи.

I. Обследование звукопроизношения

Для проведения обследования произношения подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей указанного возраста. Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф. Ф. Pay, M. Ф. Фомичевой. В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. Это  слова с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду — картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: р, л, ш и т. д., При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста где отсутствовали:

1) звуки той фонетической группы к которой принадлежал
обследуемый звук

2) другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи
детей.

II. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Обследование фонематического восприятия

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

Па-ба        на-га

Ба-на        та-на

Ва-та        га-да

Та-да        ка-га

Мя-ма        ба-ма

С 6 лет

Ба-ба-па        са-ша-са

Та-да-та        жа-за-жа

Га-ка-га        ча-ша-ча

Ба-бя-ба        за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Показать картинки:

Мишка-мышка        бочка-почка

Уточка-удочка        трава-дрова

3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска-мишка        цветик-Светик

Крыса-крыша        вечер-ветер

Речка-редька        косы-козы

                                  Челка-щелка

                                                  С 4 лет

4. Определить наличие или отсутствие заданного звука[м] или [р] из слов. Логопед просит ребенка ответить на вопрос: слышится ли звук м (мычание теленка) или звук р (моторчик) в словах: мышь, комар, окно, дом, рыба

С 5 лет

Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук р в слове рак?»

5. Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки в названии которых есть заданный звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук л.

Обследование фонематического анализа

С 6 лет

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

6. Определить место звука в слове. Логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или конце слова?

7.Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная с позиции, когда он находится в конце слова дом, мак, танк.

Обследование фонематического синтеза

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

С 6 лет

8. Составить слова из заданного количества звуков. Логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.

Обследование фонематических представлений

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.

9. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Логопед дает ребенку задание: Подбери название ягоды, начинающееся на звук м (малина).

10. Подобрать слово на заданный звук. Ребенка просят назвать любое слово, которое начинается на заданный логопедом твердый или мягкий звук.

III. Обследование слоговой структуры слова

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А. К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.

Детям  предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные по слоговой структуре слова в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

IV. Обследование словаря

Для обследования словаря используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С. Г. Шевченко.

Имя существительное

1, 2. Назвать части лица и туловища

3. Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать, к ним обобщающее слово.

4. Назвать малознакомые предметы.

5. Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (Вагон—поезд).

Глагол

6. Назвать характерное действие по предъявленному предмету.

7. Назвать близкие по значению слова-действия (вяжет, шьет, вышивает).

8. Назвать характерное для предмета действие по предъявленному предмету. Логопед спрашивает: Что делает молния? Сверкает; Что делают часы? Ходят.

Имя прилагательное

9. Подобрать к картинке слово с противоположным значением. Логопед сначала приводит пример выполнения задания: белый черный. Затем ребенок выполняет самостоятельно задания логопеда, подбирает слова с противоположным значением.

Качественные прилагательные

10. Назвать какой формы предмет.

11. Назвать какого цвета предметы.

12. Назвать какие на вкус нарисованные фрукты, овощи.

13. Логопед задает вопрос: Какой у белки хвост? (Пушистый).

14. Определи, какой чай в этом чайнике (Горячий) и т. д.

15. Логопед просит ребенка сказать из какого сделан предмет, изображенный на картинке. Шкаф какой? (Деревянный)

16. Какой у Милы лист? (Дубовый); А какой лист у Нины (Кленовый).

17. Назвать притяжательные прилагательные. Логопед показывает ребенку картинку с изображением хвоста и задает ему вопрос. Чей это хвост? (Это хвост лисий или Это хвост заячий).

Наречие

18. Назвать качественные наречия. Логопед просит ребенка посмотреть на черепаху и ответить: Как ползает черепаха? (Медленно). Как светит месяц ночью? (Ярко).

19. Назвать наречия времени. Логопед задает по картинке вопрос ребенку: Когда (в какое время суток) дети идут в детский сад? (Утром); Когда (в какое время суток) дети в детском саду ходят гулять? (Днем).

Имя числительное

20. Назвать количественные числительные. Логопед просит сосчитать ребенка количество изображенных предметов.

21. Назвать порядковые числительные по картинке «Репка». Логопед задает вопросы: Какой по счету стоит дед? Какой по счету стоит бабка? и т. д., (Первый, вторая).

Местоимение

22. Назвать местоимения единственного и множественного числа. Логопед просит составить предложение о девочке. Ребенку дается инструкция о том, что слово девочка нужно заменить другим словом. Аналогично предлагается выполнить задание со словом дети.

V. Обследование грамматического строя речи

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

Понимание обращенной речи

Задание 1. Логопед предлагает ребенку выполнить действия, состоящие сначала из одной, а потом из двух инструкций.

Задание 2. Понимание предлогов. Логопед задает вопросы ребенку: Покажи, где: кот идет по крыше?, кот вылезает из трубы? и т. д. (Ребенок показывает соответствующую картинку.

Задание 3. Понимание предложений с причинно-следственной связью. Логопед просит прослушать предложение: Петя ударил Васю. Далее ребенку предлагается ответить на вопрос: Кому было больно?

Задание 4. Понимание изменения числа существительного в предложении. Логопед просит ребенка показать сначала картинку на которой самолеты летят, а потом картинку на которой самолет летит и т. д.

Словоизменение

Задание 5. Изменить существительные по падежам. Ребенку предлагаются картинки. Он должен ответить на вопросы.

Задание 6. Изменить прилагательные по родам. Логопед задает вопрос: Какого цвета бабочка, утенок, яблоко? Ребенок должен ответить (желтого) и т. д.

Задание 7. Подобрать глагол к существительному.

Задание 8. Изменить существительные женского, среднего, мужского рода по числам. Логопед просит ребенка назвать картинки в единственном и множественном числе.

Задание 9. Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок — котята, ухо — уши).

Задание 10. Множественное число существительных в родительном падеже. Логопед предлагает ребенку картинку «парты». Закрывает его рукой и спрашивает: «Чего не стало?». Ребенок отвечает: «парт».

Задание 11. Согласование существительных с числительными. Логопед показывает сначала одну из цифр, а потом любой из изображенных рядом предметов. Ребенок называет: «Одна тетрадь, семь яблок».

Задание 12. Изменение глаголов по временам. Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что делает девочка? что делала? что будет делать?

Словообразование

Задание 13.Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставки.

Задание 14. Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.

Задание 16. Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффиксов.

Задание 17. Подбор родственных слов.

VI. Самостоятельная речь

Задание 1. Составить предложения по картинкам.

Задание 2. Составить рассказ по картинке «Кот».

Задание 3. Составить рассказ по серии картинок «Ежик».

Логопед задает вопрос: Что сделали дети? И можно ли так поступать? Дать возможность ребенку придумать свою версию.

Задание 24. Составить рассказ по опорным словам и предложениям. Ребенку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козленка. Белый козленок говорит...». Далее логопед зачитывает ребенку слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа. Слова и выражения: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».

Задание 25. Составить пересказ текста «Белочка и зайчик». Логопед читает ребенку текст, после чего просит пересказать его.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении

Два балла - ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно.

Один балл - получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

Ноль баллов ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 2, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 1, это средний уровень, а с оценкой 0 - уровень ниже среднего.

НИЗКИЙ - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, при рассказывании требуется помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты описательных рассказов, собственных сочинениях, (сказки, рассказы, истории); при этом недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки. Речь невыразительна.

СРЕДНИЙ - В собственном сочинении, описательном рассказе, пересказе литературных произведений ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Выразительность речи недостаточна.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов (имеет представления о структуре повествования), не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. При пересказе ребёнок последовательно передаёт содержание текста, при этом чётко прослеживаются структурные части текста: начало, середина и конец. Имеет богатый словарный запас. Речь грамматически правильная, выразительная

Исследование состояния моторики.

Диагностическое обследование проводилось на основе методического пособия «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» Сборник методических рекомендаций составители Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха

Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий:

Задания от 4-5 лет:

  1. «Здороваются пальчики правой и левой руки»;
  2. «Здороваются пальчики только правой  руки»; 
  3. «Здороваются пальчики только левой руки»;
  4. Работа со шнуровкой
  5. Собери букет (застегивание пуговиц)

От 5-7 лет дополнительно:

  1. «Игра на рояле» (пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1;
  2. «Кулак – ладонь – ребро» (правой, а затем левой рукой);
  3. Чередование движений: правая рука ладонь

В выводах отмечается:

  • объем движения (полный, неполный),
  • темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый);
  • активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);
  • координация движений (нормальная, некоординированность);
  • наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

  1. для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот;  попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
  2. для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» — «хоботок»;
  3. для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»),  попеременно широким—узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы «качели»; узким кончиком языка коснуться прямого, затем левого углов рта «часики»;
  4. для мягкого  нёба:  покашлять  с   открытым  ртом   (язык  на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений:  

  1. надувание щек,
  2. поднимание бровей,
  3. нахмуривание бровей,
  4. поочередное зажмуривание глаз,
  5. наморщивание носа,
  6. поднимание верхней губы.

В выводах указывается:

  • наличие или отсутствие движения;
  • объем движений (полный, неполный);
  • точность выполнения (точно, неточно);
  • активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);
  • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
  • темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
  • замена одного движения другими;
  • наличие синкинезий,
  • двигательность удержания органов в заданном положении;
  •  способность к переключению одного движения на другое;
  • тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях,
  • отклонение кончика языка при высовывании;
  • слюнотечение;
  • отклонение маленького язычка в сторону;
  • сглаженность носогубных складок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»

Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений

Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов ДОУ...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....