Логопедическое обследование детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений
статья по логопедии на тему
Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов ДОУ и родителей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста
и профилактика речевых нарушений.
Ежегодно учителями-логопедами ДОУ проводится логопедическое обследование детей 4 – 5 лет в группах общеразвивающей направленности. Цель логопедического обследования: выявить детей с нарушениями речи; детей с тяжелыми нарушениями речи направить на ЦПМПК с целью оформления в логопедическую группу ДОУ. Также проводятся индивидуальные консультации для родителей детей 4-5 лет ДОУ по результатам обследования, даются рекомендации по дальнейшему речевому развитию детей.
Результаты логопедического обследования показывают, что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, высокое. Поэтому возрастает необходимость в предупреждении речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа педагогов ДОУ и родителей. Это и преодоление имеющихся нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения.
Но в настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения звуков.
Каковы же причины речевых нарушений? Причин для этого может быть множество. Наиболее часто встречаемые причины нарушения произношения звуков у детей:
- неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте;
- нарушения в строении артикуляционного аппарата
(укорочена подъязычная связка, язык слишком большой, неповоротливый, или слишком маленький и узкий, аномалии прикуса);
- недоразвитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие речевого дыхания;
- недоразвитием фонематического слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных и др.);
- неправильное воспитание речи ребенка в семье (взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом);
- подражание искаженному произношению (общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение, общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь);
- двуязычие в семье (разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой);
- педагогическая запущенность (когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения).
Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактическую работу необходимо начинать как можно раньше, начиная с младшей группы ДОУ по следующим направлениям:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха детей,
- развитие правильного речевого дыхания,
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей,
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Анализируя данные логопедического обследования дошкольников можно сделать вывод, что основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Для развития артикуляционной аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи, загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков. Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Рекомендации: проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции; продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут; упражнение проводить в игровой форме.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Выполнение разнообразных дыхательных игр и упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произношения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течение 3-5 минут.
У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, которые стимулируют правильное произношение.
Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также при использовании пальчиковых игр, специальных пособий (шнуровки) и многого другого.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения отдельных звуков и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия позволят сократить количество детей с нарушениями звукопроизношения и фонематического слуха.
В этой связи одной из главных задач учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания условий для правильного развития речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.
Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...
«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»
Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...
- Мне нравится (1)