Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бохан Оксана Алексеевна

  Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него   нарушений в речевой сфере. Задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_rechi_doshkolnikov.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

  «Технология логопедического обследования 

детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: 
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него   нарушений в речевой сфере. 

Задачи: 
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности. 
       Грибова О. Е.  выделяет  5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 
1 этап.Ориентировочный этап; 
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной; 
4 этап.Заключительный (уточняющий этап). 

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

•        сбор анамнестических данных;

•        выяснение запроса родителей;

•        выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

- изучение медицинской и педагогической документации;

- изучение работ ребенка;

- беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся:

- медицинская карта ребёнка;

- выписки специалистов;

- заключения специалистов.

К педагогической документации относятся:

- педагогическая характеристика;

- логопедическая характеристика;

- психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка.

К данному виду документации относятся:

- Рисунки;

- Творческие поделки.

Беседа с родителями.

- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребенка.

- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

- Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

- характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

•        от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

•        от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);

•        от уровня психического развития ребенка;

•        от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2.Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3.Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4.От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к  импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

- Состояние связной речи;

- Состояние словарного запаса;

- Состояние грамматического строя речи;

- Состояние звукопроизношения;

- Обследование слоговой структуры слова;

- Состояние артикуляционного аппарата;

- Обследование фонематического восприятия;

IIIэтап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы:

- Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

- Анамнестические данные;

- Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

- Раздел, посвященный характеристике речи;

 - Логопедическое заключение.

IVэтап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов:

- Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

- Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

-   Занятия в группе небольшой наполняемости;

- Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

- Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.

Vэтап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

 Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой.

I этап. Ориентировочный(на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.

III этап. Основной.Обследование всех компонентов языковой системы:

- звукопроизношения,

- строения артикуляционного аппарата,

- дыхательной функции,

- голосовой функции,

- просодической стороны речи,

- фонематического восприятия,

- понимания слов,

- понимания предложений,

- понимания грамматических форм,

- лексического запаса,

- грамматического строя языка,

- навыков построения предложения,

- грамматических изменений слов в предложении,

- грамматического оформления на морфологическом уровне,

- связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий).Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Используемые  источники  литературы:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

2.Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс . –  М.: АРКТИ, 2003. — 104 с

3.http://logoportal.ru/logopedicheskie-tehnologii/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»

Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений

Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов ДОУ...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...