Ошибки при письме у школьников начальных классов
консультация по логопедии
Мы рассмотрим несколько причин, по которым дети младшего школьного возраста допускают ошибки при письме. Если обобщить, основных только две: физиологическая и психологическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_na_pisme_iyun.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ошибки при письме у школьников
начальных классов
Родители очень часто беспокоятся о том, что дети допускают ошибки при письме. Рассмотрим причины некоторых ошибок и спроектируем возможные решения.
1. Фонетическое письмо (дошкольный возраст)
В дошкольном возрасте у детей часто проявляется фонетическое письмо. Происходит это на этапе формирования навыка чтения. Так же часто фонетическое письмо наблюдается у детей, испытывающих трудности в чтении. Общеизвестный факт, что письмо связано с чтением напрямую. Что такое фонетическое письмо? Это письмо «как слышу, так пишу». Как только ребёнок начинает читать хорошо, то есть у него сформировано правильное послоговое чтение, фонетическое письмо пропадает.
2. Усталость
Очень часто ошибки на письме возникают, когда ребёнок устал, переутомился, начинает заболевать, недомогает. Не случайно в нормах СанПиН прописаны требования к проведению диктантов и контрольных работ. Такие виды работ никогда не проводятся по понедельникам и пятницам, также не рекомендуется проводить их на первом и пятом-седьмом уроках. Оптимальное время проведения диктанта или контрольной работы — второй-третий уроки.
От усталости ребёнок может допускать любые виды ошибок, даже если он знает правило или сто раз писал слово правильно. Такие промахи особенно удивляют родителей, а иногда и возмущают, так как ошибки от усталости выглядят совершенно нелепо. Мы понимаем, что в обычном состоянии ребёнок никогда бы не допустил их. Что делать? Первое — успокоиться и не бежать к репетиторам. Если ошибка в письме от усталости или недомогания, то, отдохнув, ребёнок сам её обнаружит и исправит. Опасное время — начало учебного года. Это период адаптации, он характеризуется несобранностью, невнимательностью и быстрой утомляемостью школьников.
3. Ошибки от незнания правил
Часто дети допускают ошибки при письме из-за незнания правила. В русском языке есть традиционные написания: «жи-ши», «ча-ща» и так далее. Написание слов с такими сочетаниями требует начитанности и зависит от частоты написания. То есть здесь действует закон перехода количества в качество: чем чаще пишем, тем меньше ошибок допускаем. Также в русском языке есть правила, где прописан алгоритм подбора проверочного слова. Если у ребёнка маленький словарный запас, ошибки в словах будут. Здесь знать правила недостаточно. Смысл знать правило, если не можешь подобрать проверочное слово? Исправить положение может только объём прочитанных книг. Есть слова в русском языке с непроверяемым написанием — словарные. Здесь поможет только запоминание и частое прописывание или использование в свободном письменном высказывании.
4. Дисграфия
Дисграфия — это «дефект» письменной речи. В словарях дисграфия определяется как «нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма; нарушение является препятствием для овладения учениками грамотой и грамматикой языка».
Дисграфические ошибки: пропуск букв, замена букв, перестановка букв (слогов), лишние элементы и другие. В данном случае поможет только дефектолог (логопед) — узкий специалист — и наблюдение и лечение у врача -невролога. Некоторые родители не считают дисграфию нарушением письменной речи, часто обращаются к репетиторам, думают, что, если ребёнок будет заниматься дополнительно или будет переписывать страницы книг великих классиков, всё пройдёт. Нельзя полагаться только на объёмы списывания. Лучшее решение — дефектолог и невролог.
5. Постоянные помарки и исправления
Хотя некоторые родители относятся к ним не всегда внимательно, помарки и исправления тоже считаются ошибками (обычно две помарки приравниваются к одной ошибке). Многие родители нанимают репетиторов или идут в развивающие центры, чтобы исправить почерк ребёнка, считая, что проблема исправлений и помарок — это проблема плохого почерка. Поэтому устранение проблемы в виде помарок и исправлений — консультация невролога и, как следствие, лечение.
6. Боязнь плохих отметок
Как ни странно, боязнь получить плохую отметку очень часто становится причиной ошибок при письме у детей. На тему боязни получения плохих отметок есть много статей, которые можно почитать. Часто причиной боязни указывается атмосфера в семье.
Кстати, безотметочная система не панацея. Есть технологии и методики, которые позволяют создать условия, чтобы ребёнок не боялся получить плохую или низкую отметку (для некоторых детей и четвёрка — низкая отметка).
Итак, мы рассмотрели несколько причин, по которым дети младшего школьного возраста допускают ошибки при письме. Если обобщить, останется только две: физиологическая и психологическая. Поэтому поддерживаем здоровье и благоприятную психологическую атмосферу в семье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Для детей старших и подготовительных групп детского сада или школьников начальных классов
(Этот сценарий без требований к детским костюмам, песням и танцам и может быть использован в любой детской аудитории с использованием аниматорских танцев, игр и хороводов.)...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Благодарственное письмо учителей начальных классов школы №101 воспитателю Тураковой С.О. на имя заведующего МБДОУ №20 2017г.
Благодарственное письмо на имя заведующего МБДОУ №20 от школы № 101....
Методическое обьединение учителей начальной школы и воспитателей " Приемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей."
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Игра-викторина Умники и умницы"...
Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме.
Рекомендации для учителей начальных классов по развитию фонематических процессов с целью устранения специфических ошибок на письме....
Формирование экологической культуры школьника начальных классов.
Экологическая культура младшего школьника....