Формирование экологической культуры школьника начальных классов.
материал
Экологическая культура младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_shkolnika_nachalnyh_klassov.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры школьника начальных классов.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое образование надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе и в стране в целом.
Экологическое образование – процесс непрерывного развития и воспитания, направленный на формирование знаний, представлений и навыков, позволяющих ответственно относиться к окружающей среде. Эти составляющие экологической культуры учитываются при выборе приемов и методик, используемых в экологическом обучении младших школьников. Образовательный процесс строится на следующих принципах: комплексный подход (экологические представления закладываются на разных уроках, а также во внешкольной практике); в экологическом воспитании детей принимают участие педагоги, родители, представители общественности; разнообразие используемых технологий; эмоциональная вовлеченность детей.
Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
- выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т.д.;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Можно выделить следующие показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда природе.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);
- общением с представителями животного и растительного мира;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
На третьем этапе личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: участие в общественных делах по охране природы, стремление к познанию законов природы, бережное отношение к представителям животного мира, забота о них.
О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой;
- расширение опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Четвертый этап. Это анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Показатели сформированности экологической культуры на четвертом этапе:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.
Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для детей старших и подготовительных групп детского сада или школьников начальных классов
(Этот сценарий без требований к детским костюмам, песням и танцам и может быть использован в любой детской аудитории с использованием аниматорских танцев, игр и хороводов.)...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников, в процессе формирования экологической культуры
Пояснительная записка.1.Пояснительная записка.1.1 Направленность программы.Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко в...
программа по развитию творческих способностей младших и средних школьников в процессе формирования экологической культуры "Морошка"
Пояснительная записка.1.Пояснительная записка.1.1 Направленность программы.Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко в...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...
Ошибки при письме у школьников начальных классов
Мы рассмотрим несколько причин, по которым дети младшего школьного возраста допускают ошибки при письме. Если обобщить, основных только две: физиологическая и психологическая....