Формирование речевого дыхания у дошкольников.
статья по логопедии

Бочарова Анна Владимировна

Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с ребёнком, имеющим речевое нарушение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого дыхания у дошкольников.

Развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения. Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряженная артикуляция. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот.  При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха:

  • «Понюхай цветок». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
  • «Задуй свечу». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом.
  • «Кораблики». В тазик с водой запускаем бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребёнку, что ими можно двигать выдыхаемой струёй воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
  • «Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
  • «Сдуй карандаш». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребёнком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребёнка этим процессом.
  • «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
  • «Сдуй пёрышко». Ребёнок сдувает пёрышко с руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Формирование речевого дыхания у дошкольников

Функциональная дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом.Развитие речевого дыхания у ребенка на...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у дошкольников

Этапы работы над дыханием, техника выполнения упражнений, использование точечного массажа....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи

В статье подобрана информация об особенностях физиологического и речевого дыхания дошкольников с нарушением речи, даны этапы работы по развитию дыхания....

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....