Речь как высшая психическая функция человека
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Высшие психические функции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речь как высшая психическая функция человека.
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
- адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
- правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
- рассуждать, а также излагать своё мнение;
- правильно использовать устойчивые выражения;
- объяснять значение слов;
понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – искусство запоминания.
Педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого - «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование - это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Предварительный просмотр:
Мнемотехническое запоминание как средство для развития связной речи.
Мнемотехническое запоминание состоит из 4-х этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Какие могут быть виды кодирования: предметное (цветные картинки предметов или персонажей, фигурки предметов и персонажей, цветные картинки персонажей, выполняющий какое-то действие в сказке или рассказе, стихотворении, чистоговорке); графическое (зарисовка сюжета с помощью схематических рисунков); самый трудный вид – схематический (использование вместо картинок и зарисовок геометрических фигур разного размера и цвета), его используют с детьми более старшего возраста, имеющих опыт работы с предметно-графическим моделированием. Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей старшего возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа/пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками (мномодорожки), или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляются картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей).Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы-символы (героев/их действий) рассказа/стихотворения/сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; зачитывание отрывков текста (например, повторяющихся слов, песенок, диалогов); оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и/или, чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; определение и резюмирование смысла рассказа педагогом;
Текст прочитывается еще раз и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя символы в нужном порядке или соединяя их стрелками).
На этом, этапе желательно придерживаться следующих принципов:
- для привлечения внимания к тексту и к его лучшему восприятию прочтение педагогом текста должно быть ярко интонировано (нужно максимально точно передать голосом характер и настроение героев);
- вопросы по тексту должны быть заданы последовательно по содержанию текста;
- на начальном этапе работы с моделированием лучше подбирать: простые по объему и содержанию тексты или же хорошо знакомые ребенку (в которых четко выражен характер героев, понятны мотивы их поступков, есть четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью событий); тексты с знакомыми героями; соответствующие возрасту ребенка; имеющие воспитательную ценность.
Третий – пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем детей на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый - воспроизведение мнемотаблицы и закрепление в памяти. После пересказа, рассказа, детей просят воссоздать таблицу педагога по памяти, основываясь на тексте, а на более поздних этапах составлять таблицу самому, отбирая или зарисовывая нужные символы.
Моделирование может использоваться также для:
• обогащения словарного запаса;
• обучения правильному построению предложений;
• развития диалогической речи;
• отгадывания и загадывания загадок;
• заучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Какой план работы можно предложить педагогу для развития связной речи в старшей и подготовительной группе? На начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания - пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рекомендуется использовать небольшие незнакомые тексты и рассказы. Одновременно, детям предлагают придумать свои концовки к сказкам, рассказам, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Фрукты», можно провести занятие на тему: «Фрукт, который я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает воспитанникам попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
Предварительный просмотр:
Сказки любят все. Поиграем со сказкой!
Сказки знают и любят все. Благодаря им, ребенок познает мир, учится находить положительны и отрицательные черты героев, оценивать их поступки. Играть можно не только в игры, но и со сказкой. Как? Предлагаю поиграть с детьми в группе, или с ребенком дома. 1. Сказки от стишков. Существует много коротких стихотворений, когда хочется продолжить. Задание: "Как ты думаешь, а что было дальше, чем все закончилось?". Возьмем стихотворение А. Л. Барто "Зайку бросила хозяйка". Придумай продолжение. Начни так: "Мимо бежала собачка..." Леня : "Мимо пробегала собачка... Она остановилась перед скамейкой, где сидел зайка. Собачка помогла зайке слезть. Они пошли к собачке домой сушиться и пить чай, а потом собачка отвела зайку домой." 2. Новый герой и в знакомой сказке. а) Сначала изменяем немного, побуждая ребенка придумать самому. Например: Красная Шапочка встретила не волка, а.... Гуси-Лебеди унесли не Иванушку, а Машеньку... б) Введение нового сказочного героя в хорошо известную сказку. Девочка Катя придумала такой сюжет: "Встретила Машенька волка на тропинке. - Волк, не знаешь, куда Гуси-Лебеди полетели? Они унесли моего братца. - Видел, садись ко мне на спину. Я тебя довезу. Подбежали они к избушке, Гуси-Лебеди испугались волка и улетели. А Маша взяла Иванушку и волк их довез до дома." 3. Сказки об игрушке. "Что происходит с игрушками, когда ты уходишь домой, или ложишься спать?" - задаем вопрос малышу. Можно придумать сказку на эту тему. 4. Геометрическая сказка. Можем прятать героев в геометрические фигуры. Отгадай, кто это? Как называется сказка? З одинакового цвета и размера круга - Это 3 поросенка.
Маша и медведь - маленький треугольник и большой черный круг.
5. Придумай новый конец. "Маша и медведь" - дедушка, бабушка, Машенька снова отправляются в гости к медведю. "Колобок" - Колобок ушел и от лисы. "Репка" - вытянули не репку. 7. Убежали слова. Мотивация: в одной сказке надоело словам находиться в книжке, решили они путешествовать. А нам оставили записку: "Отгадай сказку без нас". "Рукавичка" ....дед, .........рукавичку, .............мышка.. "Репка" посадил дед ........ Позвал дед ........... 8. Сказки перепутались Берем знакомые сказки и иллюстрации. Мотивация: У нас в группе/дома есть большая книга сказок. Страницы в ней перепутались. Колобок попал к Красной Шапочке, а Красная Шапочка к трем поросятам. |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы по подготовке детей с ОНР к составлению творческого рассказа по аналогии.
Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счёт глагольной лексики, слов- признаков. Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумывать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел». Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определённые лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов. проводить игры- упражнения на узнавание предмета по его описанию, отгадывание и составление загадок. Примером использования данных методических приёмов может служить конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие её свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, и шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми. в ходе которых многократно повторялись слова- признаки. характеризующие шерсть животных. Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки- пушистого «комочка- колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов. Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок». Занятие № 1 Задачи: - учить образовывать сравнительную степень прилагательных; - продолжать учить составлять описательные загадки; - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; - упражнять в подборе признаков к предмету; - активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные» Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака с щенятами», предметные картинки с изображением диких животных. Предварительная работа: задание детям вместе с родителями- погладить собаку и кошку, подобрать слова- признаки, характеризующие шерсть животных. I. Организационный момент: Игра «Четвёртый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детёныши, животные и их части). II.Основная часть Логопед. Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне (Погладить кошку и собаку) Чью шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью) Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных) Игра «Назови, какая шерсть?» 1. Подбор слов- признаков, характеризующих шерсть животных. 2. Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная). 3. Сравнение шерсти кошки собаки: - у кого шерсть длиннее, у кого короче; - у кого шерсть мягче, у кого жёстче? Игра «Добавь словечко»- сравнение шерсти кошки и собаки и их детёнышей и образование сравнительной степени прилагательных. - У кошки шерсть густая, а у собаки ещё…(гуще). - У кошки шерсть тёплая, а у собаки ещё… (теплее). - У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котёнка ещё… (нежнее, мягче). - Котёнок пушистый, а кошка ещё … (пушистее). - Щенок мохнатый, а собака ещё… (мохнатее). - У щенка шерсть грубая, а у собаки ещё… (грубее). - У кошки шерсть длинная, а у собаки ещё… (длиннее). - У щенка шерсть короткая, а у котёнка ещё… (короче). Физкульминутка. «Звериная зарядка» Раз- присядка, Два- присядка. Это заячья зарядка. А лисята, как проснуться, Любят сладко потянуться. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте. Игра «Чья шерсть похожа?» Подбор слов - признаков, характеризующих шерсть диких животных. Лиса - лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая. Заяц - заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), тёплая. Волк - волчья, серая, длинная, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая. Медведь- медвежья, длинная, бурая, жёсткая (грубая, торчащая), густая (плотная), тёплая. Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти. III.Итог занятия.
Занятие № 2 Цель: формировать навыки развёрнутого высказывания с элементами творчества. Задачи: - продолжать формировать навык планирования развёрнутого высказывания; - навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста знакомой сказки; - закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания; - учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия. Предварительная работа: составление загадок описательного характера про животных сказки «Колобок». Оборудование: иллюстрация к сказке «Колобок», фотографии зверей, круглый меховой помпон из меха песца светло- серого цвета. I.Организационный момент: 1. Загадывание загадки. Он от бабушки ушёл, Он от дедушки ушёл. Сам из теста, Шар румяный, От земли один вершок. 1. Выбор нужной иллюстрации к сказке. Анализ теста сказки. Логопед: Дети, ответьте на вопросы. Когда, в какое время года происходило действие сказки? Кто является главным героем? Игра «Назови три слова» Вспомните последовательность встречи Колобка со зверями и расскажите об этом, подберите признаки, характеризующие шубки зверей.
II. Постановка целей: Сегодня мы с расскажем эту сказку на новый лад, её главным героем будет вот такой комочек- колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он. (Пушистый, серый, мягкий). В новой сказке изменим время действия. События будут происходить зимой. Расскажите, как изменится цвет шубки. Откуда мог появиться наш герой? (Выслушиваются варианты ответов детей) Однажды зимой пошла девочка Маша гулять и надела тёплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки её чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился куда глаза глядят- искать похожую шубку и даже сочинил песенку: Я комок-колобок, У меня пушистый… (бок). Я ищу похожий мех, Обойду зверей я… (всех). - Как вы думаете, понравится ли комочек- колобочек героям сказки? - Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках? - Что ему могут сказать звери при встрече? (Комочек- колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке) - Что бы ответил комочек- колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех? (Ты, зайчик, пушистый, мягкий, но белый, пойду другую шубку искать). - Волку? ( Ты, волчок – серый, но мех твой жёсткий.) - Медведю? ( Ты медведь бурый, да и мех твой жёсткий) - Лисе? ( У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая). - Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек- колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь? (Варианты ответов детей) Физминутка «Звериная зарядка» Итог занятия. Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом. Результатом работы на занятиях становятся детские рассказы. |
Предварительный просмотр:
Сказка "Ёжик"
(упражнение с шариком- массажёром су-джок)
Исходя из статистики число детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт, поэтому учителю - логопеду приходится искать всё новые методы работы с детьми. Я применяю в своей работе Су-Джок терапию. Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Приёмы Су- джок терапии многообразны, это массаж специальным шариком, массаж эластичным кольцом, ручной массаж кистей и пальцев рук. В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, рисованием активизирует развитие речи детей. На коррекционных занятиях использую шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла. Сказка "Ёжик" Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша. Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча: - «Куда ты идёшь?». - «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной». Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому). Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали. Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной». Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь - высшая психическая функция человека
Одной из актуальных проблем начальной школы является неумение ребёнка правильно сформулировать свои мысли, пересказать прочитанное, написать сочинение по заданной теме. Игры и приёмы, способствующие р...
Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи
Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи...
«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)
В материале определены задачи для развития психических функций и подобраны игры и упражнения для их развития....
Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения
В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...
Картотека игр на развитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей 3-7 лет.
Картотека игр и упражнений на развитие психических функций дошкольников....