Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи
учебно-методический материал по логопедии на тему
Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности высших психических функций
при различных нарушениях речи
Психическая функция | Особенности психической функции при нарушениях речи |
Восприятие | Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Наблюдается трудности в восприятии образа предмета в усложненных условиях: увеличивается время принятия решения, неуверенность в правильности ответов, отмечаются ошибки опознания. При перцептивных действиях используется метод примеривания к эталону, ориентируясь не на их форму, а на цвет. Проявляется бедность и недифференцированность зрительных образов, нарушения восприятия формы, инертности и непрочности зрительных следов, слабость пространственных представлений, несформированность фонематического восприятия. |
Внимание | Характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Выполнение решения задач носит репродуктивный характер. Произвольное внимание в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены. Особенности произвольного внимания ярко проявляются в характере отвлечений - наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания. |
Воображение | Отмечается снижение мотивации в деятельности и познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы. В игре предпочтение отдается бытовой тематике, характер стереотипный, мало обогащенные сюжеты, неустойчивый замысел. В творческой деятельности (рисовании) отмечается копирование образцов и предметов ближайшего окружения, повторение собственных рисунков или отклонение от задания. Свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. |
Память | Объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур; преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти; низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания; относительная сохранность смыслового, логического запоминания. Слухоречевая память при воспроизведении фраз выражена низким запоминанием, высокой тормозимостью слухоречевых следов, низкой прочностью и точностью запоминания. |
Мышление | При наличии полноценных предпосылок для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности овладения анализом, синтезом, сравнением. Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии, требуется специальное обучение. |
Речь | Особенности игровой деятельности: на первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Особенности учебной деятельности: недостаточность формирования лексико-грамматической или/и звуковой стороны речи сказываются на нарушении письма и чтения. Нарушенными могут быть как способы овладения чтением, так и темп чтения, а иногда и понимание прочитанного. В процессе чтения отсутствует контроль за собственными ошибками, ошибками своих сверстников. Отмечаются трудности анализа образеца, сопоставление написанного с печатным текстом. Особенности трудовой деятельности: отражается на социальной активности и деятельности личности, может стать причиной тяжелых переживаний (нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Тяжелые формы речевых нарушений (например, сложная дислалия или заикание) могут стать помехой при выборе профессии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи
Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Особенности высших психических функций при умственной отсталости
Особенности высших психических функций при умственной отсталости...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Особенности высших психических функций при задержке психического развития
Особенности высших психических функций при задержке психического развития...
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР
Данная работа будет полезна для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208520-1579432016.jpg)
"Особенности высших психических функций при задержке психического развития"
Особенности высших психических функций при задержке психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946701-1505223864.jpg)
Презентация для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений"
Рассматриваются признаки дизонтогенеза 1, 2 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) и игры и упражнения для развития этих мозговых структур...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-938397-1602677865.jpg)
Методическая разработка на тему : "Особенности высших психических функций у дошкольников с ЗПР"
В разработке кратко рассмотрены особенности психических процессов у дошкольников с задержкой психического развития....