Главные вкладки
Занятие по обучению грамоте Звук и буква Б
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР от 6 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_zvuk_i_bukva_b.docx | 81.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: «Звук и буква «Б».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;
- Познакомить детей с графическим образом буквы;
- Формировать навык слитного чтения;
- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
- Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;
- Закрепить произношение согласных звуков;
Коррекционно-развивающие:
- Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Развивать общую моторику, координацию движений;
- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;
- Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки со звуком «Б» в начале, середине слова, карандаши, рабочие тетради, изображение Буратино, изображение большой и маленькой буквы «Б б», изображение буквы «Б» (пальчиковый алфавит), фрагменты из видео «Азбука-малышка - Буква Б (Уроки тетушки Совы)»,
Ход ООД:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
II Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно -
Расслабление приятно.
Здравствуйте, пальчики.
Здравствуйте, ладошки.
Здравствуйте, локоточки.
Здравствуйте, плечики.
Здравствуй, личико.
Здравствуй, головушка
Здравствуй, дети!
2.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения: «Лопаточка», «Киска лакает молоко», «Грибок», «Гармошка».
3.Работа по развитию дыхания и голоса.
- вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
- голосовые упражнения: игра "Тише-громче"(звук А) - работа над силой и высотой голоса.
II. Основной этап.
1.Сообщение темы.
Сегодня мы отправимся в новое путешествие. А приглашает нас в гости… (Приветствие тётушки Совы. Фрагмент из видео «Азбука-малышка - Буква Б (Уроки тетушки Совы)»
А с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, прослушав внимательно загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (Буратино)
- На какой звук начинается слово «Буратино»? -на звук «б».
Это самый любимый звук Буратино.
Сегодня, в наше путешествие в Азбуку, отправимся вместе с ним, где познакомимся с новым звуком «Б» и буквой «Б»
2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.
Давайте вместе произнесем звук «Б».
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем замке.
3. Развитие фонематического слуха.
Буратино очень любит играть и предлагает вам поиграть в его любимые игры.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки (слоги). Когда услышите звук, хлопните в ладоши.
4. Произнесение звука «Б» в словах.
- Выделение слов со звуком «Б» из текста.
Послушайте стихотворение барашка (фрагмент из видео «Уроки тетушки Совы»)
Купил баран себе барабан
Всю ночь стучал, мышке спать мешал.
Только утром уснул баран,
Мышка съела его барабан.
Какие слова со звуком «Б» вы услышали в этом стихотворении.
Игра «Подари картинку»
Ребята, Буратино очень любит игрушки и предметы, которые начинаются на звук «Б». Подарите ему картинки, в названии которых есть этот звук.
- Д/И «Добавь звук».
Прибавить звук «Б» в начале каждого слова.
..ак …ык …ок …ук
5. Звуковой анализ слова БЫК –
составление звуковой схемы слова схемы в тетради, (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )
- Назовите последовательно звуки в слове БЫК.
- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
6.ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.
Руки вверх, вдох — потянулись;
наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
7.Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».(демонстрация на слайде) Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).
У буквы Б - брюшко большое
Сверху кепка с козырьком
Будто буковка гордится
Будто все ей нипочем!
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу полукруг внизу справа от палочки, а потом – короткую палочку вверху справа.
8. Упражнение «Раскрась шарики».
Раскрасьте только те шарики, на которых буква «Б» написана правильно. Соедини их ниточками с Буратино.
9.Упражнение «Добавь недостающие элементы буквы Б»
10. Слитное чтение слогов с буквой «Б» (пальчиковые буквы)
11. Слитное чтение слов с буквой Б. Работа в рабочей тетради (запись предложения)
III. Итог занятия.
- Ребята, нам кто-то звонит (аудиофайл звонка и голоса т.Совы). Это тетушка Сова. Ей очень понравилось наше путешествие. Она вместе с Буратино прощаются с нами и снова ждет нас к себе в гости.
- С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?
Дайте характеристику звуку [Б].
- Что понравилось больше всего? При выполнении каких заданий испытывали трудности?
ЗАДАНИЯ
Используемые интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""
Технологии:• использование игровых методов;• игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания...
Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"
Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....
Открытое занятие по обучению грамоте "Звук и буква "Ш"
ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: Звук и буква «Ш».Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:Ознакомление со звуком «ш» и бук...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...
Презентация к занятию по обучению грамоте "Звук и буква "Ц"
Данная презентация состоит из двух частей и предназначена для сопровождения занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием рабочей тетради Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом"...