Лето 24. Закрепляем произношение звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В рекомендации для родителей собран речевой материал на автоматизируемые звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_24._zakreplyaem_zvuki.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Как закреплять произношение звуков летом?
Рекомендации учителя-логопеда
Каюшкиной Оксаны Владимировны
В летний период важно продолжать начатую в учебном году работу по автоматизации поставленных звуков. Что нужно делать, чтобы поставленный звук был слышен не только в начале, но и в середине и конце слов?
В этом помогут короткие веселые чистоговорки, рифмовки, четверостишия, тексты.
Сначала проговаривать за взрослым, запоминать, затем проговаривать самостоятельно. НЕ ПРОПУСКАТЬ закрепляемый звук!!! Возвращаться к речевому материалу, вспоминать рифмовки, стихи, рассказы через некоторое время.
Тексты для пересказа важны не только для звуковой стороны речи, но и для развития слухоречевой памяти, связной речи, обогащения словарного запаса. При пересказе важно, чтобы ребенок воспроизвел текст достаточно точно. В дальнейшем, в начальной школе, ребенку будут легко даваться задания по пересказу текстов, составлению рассказов.
Звук Ль
Лебеди летели и на воду сели. Сели-посидели и снова улетели. | От топота копыт пыль по полю летит. |
Ехали мы, ехали. До ели доехали. Ель объехали, и назад поехали. | Мы косили, мы устали, Под кустом легли, поспали. |
Лисята шли в гости к лисе. | Мы солили, солили солянку, да не досолили. (Другие варианты вместо солянки: блины, плюшки, гуляш, вафли, котлеты, тефтели, лепёшки) |
На мели мы налима ловили. | Звала по малину Алина Галину, Галина Алину звала по калину. |
Ливень. Ливень, ливень льёт везде. Довольны птенчики в гнезде: - Мама дома посидит, Никуда не улетит! | Лесничий. Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели. Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг – лесничий. (В. Степанов) |
Лиса. Лиса по лесу бежала, |
Речевая игра «Детёныши».
Взрослый называет взрослое животное, ребенок – детеныша.
Олень - …оленёнок. Тюлень-…. Дельфин - ….. Лиса - …. Лев - …. Корова - … Лягушка -…..
Тексты для пересказа.
В лес за малиной.
Однажды в июле дети пошли в лес за малиной. Они нашли большой малинник. Малины было много. Когда корзиночки стали полными, дети вышли на полянку, сели на пенек отдохнуть и хотели попить лимонад. Вдруг они услышали вдалеке хруст веток. Дети испугались, но малину не оставили. Взяли корзинки и побежали домой.
Летом на даче.
Летом Павлик и Алёна поехали на дачу. Там они помогали папе и маме:
поливали цветы, пололи фасоль.
Дача находилась вблизи от леса. Дети любили гулять в лесу, собирать землянику и малину.
Павлик и Алёна часто ходили купаться. Они любили плескаться в воде и лежать на маленьком пляже.
Звук Л
Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белок — это дом. | Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка – тоже. |
Под столом клубок лежал, Лапой кот его достал. | Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку. |
Я ловил на лавочке Мотыльков и бабочек. Всё ловил, ловил, ловил, Пожалел и отпустил. | Я во двор вела вола, За рога вела вола, А вол в огород меня завел. |
Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, Когда молоко закипит. | Мила вымыла ладони, Мила сделала салат. Маме помогала Мила. Мама Милу похвалила. |
Алла долго булку ела, Аппетита не имела. Жучка тихо подошла: Булку цап – и все дела! | Болонка лайку удивила: Надела платье, белый бант. Сказала: «У меня талант: Могу я лаять, петь, скакать, Вальс и ламбаду танцевать». |
Мышка весело жила – На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало! | Ну и лошадка: Кожа гладка, Чисто умыта С головы до копыта, Овса поела, И снова – за дело! |
Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком – Получилась полка. | Веник пол подметал, Веник очень устал. Он чихнул, Он зевнул И тихонечко уснул… |
Тексты для пересказа
Мяукающий клубок
Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол. Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал. В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»
Е. Спивак
Дятел
На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.
Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»
Е. Спивак
Кукла
У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.
Е. Спивак
Лесное зеркало
В лесу недалеко от высокого дуба появилась неглубокая ямка. Медведь ее обходил, зайчишка перепрыгивал. Только ужи любили летом отдыхать и греться в ямке. Осенью, в холода, ямка опустела. Начались дожди и заполнили ямку водой. Пришли первые морозы, и на воде появился ледок. Блеск на земле заметила сорока. Она слетела с ветки дуба и увидела на льду свое отражение. Поглядела на себя, взлетела вверх и полетела рассказывать новость о том, что в лесу появилось лесное зеркало.
Звуки Ш, Ж
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи. Уши у мишки, ушки у малышки. Обложка у книжки, шапка у мальчишки. Кошка у Луши, мышка у Танюши. | НАЗЫВАЮ СЛОВА Ишня-ишня-ишня - называю вишня. Шина-шина-шина - назову машина. |
В летнем душе две лягушки | Саша будет машинистом, а Миша танкистом. У Паши сапожки, а у Маши босоножки. Бабушка с дедушкой везут тележки, а в тележках сыроежки. |
Лягушки У речушки, вдоль опушки, мимо вспаханных полей шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей. И. Демьянов. | У моей машины |
Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек. | У Маши котёнок Тимошка, У Миши мышонок Тотошка. Не могут Тотошка с Тимошкой Не шуметь хотя бы немножко. |
Идёт ёжик, спешит ёжик. - Ёжик, ёж, куда идёшь? Где ты, ёжичек, живёшь? Отвечает детям ё ж: - Меня под ёлочкой найдёшь. | Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу. И не тужу. |
Жук - жучок, Жёлтый бочок, На лужайке не лежи, Полетай и пожужжи. | Кошка Машка - лежебока, Отлежала оба бока. - Мяу! Можно на тахте Полежать на животе. |
Тексты для пересказа
Пушок-шалун
Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок ее дома поджидал. Днем пришла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлепанцы лежали в ее шляпе на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и виновато шевелил ушами.
Жаба
Жила, поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Жаба была жадная!
Но однажды жабе надоело жить в жиже болотной. И подумала жадина: «Надо убежать в другие края.Там должно быть жуков еще больше».
Вот побежала жаба по болоту. Тут ее увидел журавль, поймал и проглотил.
Ежовые рукавицы
Заспорили как-то ребята: у какого зверя шкура теплее? Одни кричат:
— У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит — зима словно ночь пролетит.
Другие кричат:
— У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз!
Третьи кричат:
— У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый!
А Сёмка молчал, молчал да и говорит:
— Самая тёплая шуба у ежа.
— Как так? — зашумели ребята — С каких это пор иголки теплее меха?
— А вот так,— стоит на своём Сёмка.— Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёмка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы — то-то жарко станет! »
(Е. Кузнец)
Звуки С, З
Ест киска суп из миски. | Стрекоза |
Лизе купили зайку, А Зине – мозаику. | Даёт хозяйка Капусту зайке. |
Сосна | Бизон |
Слон | Сумка |
Тексты для пересказа
ДИКИЕ ГУСИ
На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу
СОНЯ И СОБАКА
У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!». Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!
ГРОЗА В ЛЕСУ
Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! —сказал он. —Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали*. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.
Звук Р
Темп медленный, проговаривать Р.
РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ - ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ. РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ. | Хороши в дорожку пирожки с горошком. |
Горошина Горошина, горошина, Какая ты хорошая, Какая ты хорошая, Зеленая горошина. | Ра-ра-ра- у мышки новая нора. Ро-ро-ро- у норы лежит перо. Ру-ру-ру- загораживает в ход в нору. Ры-ры-ры – никак не выйти из норы. |
В огороде тёти Доры Собираем помидоры. Вдруг мы видим: две овцы Пожирают огурцы. | Носорог бодает рогом- |
Лейся, лейся, дождик, дождик! | Рыбки |
Есть у Раи огород, Там морковка и горох, Справа огород Федоры, В основном там помидоры. | Поросята были розовые – от загара стали бронзовые. |
В зоопарке.
В субботу Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились пантеры, а Рае – жирафы. Рома и Рая узнали у мамы, где живут эти животные и чем их кормят в зоопарке.
Открытые ворота
Утром мама попросила Егора полить огород, а сама пошла на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.
Егор взял ведро с водой, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.
Через полчаса в огороде оказались соседские куры, поросёнок, бородатый козёл и пёс Буран. Они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен.
Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!
Ворона и рак
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?
Рак начал хвалить родителей вороны: "Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!"
Ворона отвечает: "Угу". А рот не раскрывает. Рак продолжает: "Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!"
- Угу! –отвечает ворона, а рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про саму ворону. "Хорошие они все, а ты лучше их".
– "А-га!" - обрадовалась ворона и раскрыла рот. Рак упал в своё озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...
Закрепляем правильное произношение звуков
Семинар-практикум для родителей...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности №1 «Закрепление правильного произношения звука «Л» в изолированном произношении и в слогах» с детьми-дизартриками
Постановка звука "Л" и автоматизация в слогах....
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношения звуков в чистоговорках, пословицах"
Часто родители не могут найти или подобрать нужный речевой материал для автоматизации поставленного звука у ребенка в домашних условиях. Эта подборка чистоговорок и пословиц поможет в играх и занятиях...
Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.
Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...