Использование текстов цепной структуры в работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными.
С целью оптимизации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи в своей работе использую тексты цепной структуры.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем. Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической: она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
По мнению выдающегося русского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, обычной разговорной речи здорового ребенка учить не надо. А вот связной речи, речи-рассказу, безусловно, ребенка надо учить. Если ребенку много читать и ненавязчиво просить его пересказать то, что он видел и слышал, то основы связной речи у здорового ребенка сформируются без особых затруднений.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз [5].
На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены разные методики обучения рассказыванию. Так, в методике Вадима Петровича Глухова основное внимание уделяется подбору нужных слов, языковому разбору текста для пересказа, выделению важных смысловых звеньев при анализе представленного на картине сюжета, лексическим и грамматическим упражнениям [3]. Также в литературе раскрыты особенности использования сюжетно-ролевых игр для развития связной речи детей с ОНР [5], метода графического моделирования [4].
Чтобы оптимизировать коррекционную работу по развитию связной, речи в своей работе использую тексты цепной структуры. Данная методика была предложена Валентиной Константиновной Воробьёвой в 1989 году. Под цепной связью понимается «структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем» [2]. Для конструирования текстов цепной структуры используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем. Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.
Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения. Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6-7 предложений.
Тексты можно найти в специальной литературе или в сети интернет, либо самостоятельно придумать свои авторские тексты.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема. Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его.
Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки), обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Последовательность работы с текстом цепной структуры
1 этап
Взрослый читает текст, затем просит на сюжетной картинке показать все предметы, о которых он читал. Уточнение сложных слов.
2 этап
Взрослый читает текст во второй раз. Ребенок следит по опорным картинкам и стрелкам.
3 этап
Взрослый задает вопросы к каждому предложению по порядку. Ребенок отвечает полным предложением, следя по картинкам и стрелкам.
4 этап
Ребенок с опорой на картинки самостоятельно пересказывает текст.
Практика показала, что использование данного метода в работе с детьми с ОНР вызывает интерес к занятиям. Моделируя тексты, дети проговаривают все действия, соблюдая грамматические нормы и правила. Схема не дает пропустить ни одного логического звена из рассказа. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания.
Источники:
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз», 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Дъякова Е.А., Кораблева Т.А. Использование метода графического моделирования для развития связной речи у детей с ОНР// Педагогические науки. – 2014, – № 2 (65). – С. 13 – 16.
5. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 22013. – № 4 (89). – С. 40 – 45.
6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – 5-е изд. – М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.
(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...
Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".
Использование АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...
Планирование по самообразованию «Использование текстов цепной структуры и предметно – графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам высказывания»
Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание,...
Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино
Методика работы по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания позволяет успешно использовать тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...