«Довербальный этап и его роль в развитии речевых способностей»
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_doverbalnyy_etap_i_ego_rol_v_razvitii_rechevyh_sposobnostey.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил: учитель– логопед
Турунтаева Е.М.
«Довербальный этап и его роль в развитии речевых способностей»
Довербальный этап - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи.
Будучи ведущим средством общения, речь возникает из потребности в нем, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Именно период дошкольного детства признан сензитивным для развития речи в целом. Ее появление обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей. Изучению феномена речи посвящены многочисленные научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области психологии.
Учеными отмечается, что речь появляется на определенном этапе коммуникативной деятельности и ее возникновение обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Выделяется три этапа в развитии речи как средства общения в период дошкольного детства:
- довербальный (подготовительный) этап;
этап возникновения речи;
этап развития речевого общения.
В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: 1.ситуативно-личностное;
2. ситуативно-деловое;
3. внеситуативно-познавательное;
4.внеситуативно-личностное.
Довербальное развитие общения.
Этот этап охватывает 1-й год жизни детей, срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере, две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами:
• общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
• содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
• основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
Ситуативно-деловое общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:
- общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
-содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми;
- этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
- ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
Основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи, вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. Можно предполагать, что избирательное отношение к звукам слов сравнительно со звуками от физических объектов составляет первый исходный уровень избирательности речевого слуха у детей.
Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом – стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз – предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Первый звук, который издает ребенок - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.
Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Для овладения речью ребенку нужно научиться отделять смыслоразличительные единицы языка от сопровождающих их звуковых компонентов. В большинстве языков, в том числе в русском, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха. Детям необходимо овладеть анализом, позволяющим отделять высоту звуков от их фонематических особенностей, научиться избирательно воспринимать фонематические различия.
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.
Заключение:
Этап развития речевого общения.
Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка. Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:
а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в общении
сводится к нужде во внимании взрослых.
б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в общении
обогащается новым видом деятельности - предметной манипуляцией.
Так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, то эта способность развивается только в общении совзрослыми.
На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность взрослых, вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в течение развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...
консультация для воспитателей "Развитие мимики и пластики как способ развития речевых способностей у детей с ОВЗ"
Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможн...
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...
"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
Из опыта работы...
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "
Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...