Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Искакова Мохоббат Амангельдыевна

Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной терапии. Рассчитана на детей старшего дошкольного  возраста с нарушением звукопроизношения. Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями при развитии звуковой стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_logo.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» 

  ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Автор разработки:

Искакова Мохоббат Амангельдыевнав

учитель – логопед ГБДОУ № 39

Методическая разработка

конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» 

  ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:

Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной терапии. Рассчитана на детей старшего дошкольного  возраста с нарушением звукопроизношения. Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями при развитии звуковой стороны речи.

Содержание.

Введение.

В настоящее время повышенный  интерес специалистов психологов и логопедов к занятиям с использованием песка. И при этом песок — очень емкий, многозначный символ. Недаром в нашем языке столько пословиц и поговорок, связанных с ним: «как песок сквозь пальцы», «чувствую себя песчинкой», «вечные пески». Меня вдохновило на использование песка на логопедических занятиях- песочные анимации, которые широко демонстрировались  и по телевидению и в различных телевизионных программах Песочные  анимации пользуются высокой популярностью у зрителей. Магия песка положительно воздействует на психику. И захотелось попробовать со своими ребятами на занятиях, так как для развития мелкой моторики, тактильных ощущений - песок незаменим. Результат был удивительным, работая с песком, в глазах детей столько интереса и любопытства, что наводит на мысль о необходимости использования песка на различных этапах логопедической работы, а особенно когда идет речь о однообразных и монотонных заданиях.

Возможности использования песка на логопедических занятиях очень широки. Очень помогает метод песочной терапии, когда работаешь с детьми, которые отказываются выполнять те или иные задания по какой – либо причине, с гиперактивными, с детьми застенчивыми, неуверенными в себе, страдающими заиканием, которые боятся что у них  не получится – ведь песок дает уникальную возможность без страха сделать какую–то  ошибку – на песке ее легко исправить. Одним  взмахом ладошки можно все изменить. Песок обладает сильными медитативными свойствами, "заземляет" отрицательную энергию, позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения. Опыт моей работы показал, что  использование педагогической песочнице на занятиях логопедии  может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной. Эффективность использования   в  логопедической  работе  игр с песком   так же помогает мне  решать  не только основные задачи речевого развития, но и развивать в детях такие необходимые качества как  творческую фантазию и креативность.

При этом для игры с песком не требуется особых приспособлений: понадобится небольшой ящик с чистым песком, множество миниатюрных фигурок животных, людей, растений, транспорта, природного материала, обитателей водного мира, украшений, сказочные герои. У нас в кабинете есть стеклянный столик с подсветкой  для песочной анимации и песочница - деревянный ящик с синим дном.

На первых этапах логопедической работы по преодолению речевых нарушений применяются  такие игры, как  например, «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) .  С помощью этой игры  мы знакомимся с песком: скользим  руками по песку, просеиваем сквозь пальцы, перебираем песчинки, прячем ладошки в песок и т.д.  А такое знакомое  упражнение как  «Лошадка», где дети   щелкают язычком, я предлагаю им  одновременно пальцами в такт щелчкам скакать по песку.

 В упражнениях на выполнение артикуляционной гимнастики, когда уже не требуется зрительный контроль за артикуляцией, я предлагаю детям   нарисовать изображение того ли иного артикуляционного упражнения и выполнять  его языком и одновременно пальцами  по песку.  

 В игре «Волшебные линии»  я даю детям задание  нарисовать на песке линии и произносить автоматизированный звук, слог с данным звуком, слова. Отыскивать в песке и называть игрушки, в названии которых есть заданный звук. При постановке звука, например звука «р», для выработки вибрации: произносить звук  «р»  и рисовать дорожку на песке. Подобные задания я предлагаю детям  при автоматизации слогов : произносим слоги и «шагаем» пальчиками по песку. При дифференциации звуков  я включаю в занятия одну из самых любимых детьми  игр «Найди клад».  При выполнении этого задания детям необходимо отыскать под слоем песка предметы, игрушки с определенными звуками и разложить на 2 группы.

 Очень интересно проходят такие игры, как «Путешествия к звукам», например,  «В  гости к Шипелочке», «Песочная грамота», где дети пишут буквы пальчиком, превращая одну букву в другую.

Для развития навыка деление слов на слоги, применяется игра «Построй свой домик». Рисуем на песке домики, с одним, двумя, тремя окошками. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами — трехсложные. Очень нравится детям игра «Моя страна» где  предлагается выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить страну, придумать название стране. В результате у ребят появляются необычные страны, такие как «Свистляндия», «Страна чудиков», «Смешная капелька», где столица «Смехгород». Дети придумывают свои правила: «Кто будет улыбаться, того и возьмем в эту страну, а грустных  не возьмем. А может он станет веселым, попав в наш город».  Или у одной девочки появился «Город в чемодане», где у каждого жителя будет чемодан подарков.

Дети с удовольствием заучивают скороговорки, пословицы, загадки, стихотворения, составляют предложения, короткие рассказы и сказки, когда это проектируется на песке. Дети с помощью фигурок инсценируют содержание стихотворений, предложений, чистоговорок  на песке, озвучивая персонажей разными голосами, используя интонационные средства выразительности. Как правило, дети запоминают то, что интересно. А значит – все в наших руках. В игре часто сложное становится доступным.

В течение занятия  маленькие «волшебники» строят свои города и страны, проявляя творческую активность, образно-логическое мышление, тренируя мелкую моторику рук,  ненавязчиво, исподволь  постигают моральные истины добра и зла, строят гармоничный образ мира.  Что помогает развитию связной речи, развивается логическое мышление, формируется грамматический строй речи. Это усиливает положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.

 «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Не поленитесь преодолеть бордюр песочницы и оказаться в сказочном мире детства. Строить замки на песке иногда полезно.

Основная часть. 

Индивидуальное логопедическое занятие по теме:

Автоматизация звука [ш] в словах

( с использованием элементов метода песочной терапии )

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Ш]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
• закреплять правильное произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках; 
• уточнить правильную артикуляцию звука [Ш]; 
• упражнять в умении определять место звука в слове; 
• закрепить зрительный образ буквы [Ш].

        Коррекционно-развивающие:
• совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ. 
• развивать  фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением. 

Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии; 
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:
• плоскостные фигурки;
• карточки с изображением;
• ящик для рисования песком;

1.Организационный момент.    

    Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по песочной стране. А вместе с нами отправятся путешествовать  герои одного известного и любимого детьми мультфильма  про забавных зверюшек. Кто же эти герои? Появляются герои: Нюша, Крош, Лосяш, Бараш. Какой звук есть во всех этих словах?( В именах наших героев есть звук Ш). А мультфильм называется? (Смешарики ).

Смешарики пришли послушать как ты научился правильно произносить звук Ш и поиграть с тобой в разные игры. Давай пройдём к зеркалу и вспомним, как правильно произносится этот звук.

        2.Закрепление произношения звука Ш.

Произнеси звук [ш] и расскажи, что делали губки и язычок. (Ответ ребёнка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.) Молодец.

 А сейчас выполним зарядку для губ и язычка, чтобы они были сильными и крепкими. Зарядка сегодня будет не простая. Давай подойдем к песочнице. Можно положить ладошки на песок и поздороваться с ним.

          3.Артикуляционная гимнастика.

Выполняем упражнения: 

«Трубочка». Вытянуть губы вперед, пальцы сжать в кулачки и  двигать по песку.

«Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.

«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Качели» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

  «Чашечка» выполняем языком «чашечку», набрав  в руку песок.

 «Маляр». Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку

 «Грибок» Язык присосать к небу, пальцами в толще песка.

«Барабан» Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт  «стучать по песку».

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

 Расскажи Смешарикам про звук Ш.

Ребенок  дает характеристику звуку Ш (согласный,  глухой, твердый, шипящий)

5 . Развитие фонематического слуха. Нюша хочет поиграть с тобой в прятки.

А) Игра «Прятки».  Я буду называть различные звуки. Когда ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки руки держи над песочницей.

Ребёнок выполняет соответствующие движения во время произнесения педагогом ряда согласных звуков.

Наши друзья любят гулять. Выложи для них дорожку.

Б) Игра «Дорожка»

 Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами).Отрывок  песни из мультсериала «Смешарики».

Как приятно заболеть,
Все начнут тебя жалеть
Шоколадное варенье-
Эффективное леченье,
На здоровье, дорогой!
Ты же бедненький больной,
Ни хороший, ни плохой,
Просто бедненький больной,
Бедненький больной.
Ни хороший, ни плохой,
Просто бедненький больной,
Бедненький больной.

6.Закрепление звука  ш в изолированном виде. Давай покажем Смешарикам, как ты уже научился произносить звук  «Ш»

Ветерок подул и закружил песочек ш-ш-ш-ш-ш. Сыпем песок ш-ш-ш-ш-ш

7.Соотнесение звука с буквой. Закрепление зрительного образа буквы Ш. А на письме звук Ш обозначается буквой Ша. Напишем эту букву на песке пальчиком.

Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Ш - в букву И, буква Ш в букву Ж.

8.Закрепление звука ш  в слогах.

Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку

Нюша перепрыгивала и  повторяла: ашта, ашма, ашка;

Лосяш:ошта,ошма,ошка;

Крош : ишта, ишма, ишка;

Бараш: ушта, ушма, ушка; Повторяй за ними.

9.Закрепление звука ш  в словах.

Куда же привела нас дорожка? Мы попали на поляну сокровищ, где смешарики спрятали для тебя подарки.

А) Игра «Совпадение».

Прячем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку и др. Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Б)Игра « Собери игрушки в коробку»

Смешарики принесли тебе много игрушек. Давай разложим эти игрушки по коробкам. Нарисуем  на песке коробки , в которые сложим слова со звуком Ш. Разложи эти слова в коробки. Слова со звуком  Ш в начале слова положи в 1-й  короб, слова со звуком Ш в середине слова- во 2 –ю коробку, слова со звуком  Ш в конце слова –в 3 коробку.

Ребенку даются  игрушки: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку, кошка,  карандаш и др.

 10. Пальчиковая гимнастика «Смешарики» 

Смешарики, смешарики, похожи вы на шарики!

А может быть на мячики!

Всё прыгаете, скачете!

Давай изобразим наших героев!

  1. Крош (два пальца – ушки).
  2. Кар-Карыч (пальцы – крылья).
  3. Бараш (кулачок поворачивается – бодается).
  4. Совунья (сомкнуть пальцы в кольца – глаза).
  5. Ежик свернулся и развернулся (сжать пальцы в кулак, затем растопырить их – колючки).

11.Закрепление звука ш  в предложениях.

Бараш у нас  загрустил. Нужно его развеселить. Загадаем ему загадки.

 (На песке разложить предметы: шишки, груша, мышка, лягушка, машинка, чашка, шкаф.

Что находится между шишками? Где находится машина?

Что находится между шкафами? Где находится чашка?

Что находится между лягушками? Где находится груша?

Кто находится между машинами? Где находится мышка?

Отвечай полными предложениями. Например: Машина находится между шишками. Придумай свои загадки.

12.Закрепление звука ш  в скороговорках. 

Нюша такая модница, любит наряжаться и вот что у нее получилось

   Хороша швея  Нюша.

Шила шубку- сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Рисуем на песке и проговариваем скороговорку.

13.Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие по песочной стране вместе со смешариками .А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

-Звук ш.

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание тебе  было трудно выполнять?  

14.Домашнее задание.

Давай поблагодарим смешариков за то, что они с нами играли и дома нарисуем им подарки, в названии которых есть звук Ш.

Ход занятия

Этапы занятия Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

1.Организацио

нный момент.

Педагог  предлагает отправиться в путешествие.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Игровая ситуация

2.Закрепление произношения звука Ш.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, как правильно произносить звук [Ш].

Ребенок проговаривает артикуляционный уклад звука Ш. Произносит звук на выдохе сначала отрывисто, затем плавно.

Закрепление артикуляционной позиции звука Ш

3.Артикуляцион

ная гимнастика.

Выполняет артикуляционные упражнения

Развитие артикуляционного аппарата

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Дает характеристику звука Ш

Закрепление акустико-артикуляционного образа звука.

5 . Развитие фонематического слуха.

игра «Прятки»

игра «Дорожка»

Логопед произносит  звуки, слова, стихотворение.

Ребенок на слух определяет нахождение звука Ш  среди других звуков, слов, в тексте и одновременно выполняет соответствующие движения с песком.

Формировать фонематическое  восприятие.

6.Закрепление звука  ш в изолированном виде.

Давай покажем Смешарикам, как ты уже научился произносить звук  «Ш».

Ребенок сыпет песок и одновременно произносит длительно звук Ш

Совершенствование навыков четкого произношения звука Ш.

7.Соотнесение звука с буквой.

Напишем эту букву на песке пальчиком.

Рисует на песке букву Ш, преобразуя ее в другие буквы.

Развитие зрительного восприятия.

8.Закрепление звука ш  в слогах.

Дается речевой материал в виде слогов.

Воспроизводит слоговой  ряд из 3 слогов.

Правильное произношение звука ш в слогах.  Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3 элементов.

9.Закрепление звука ш  в словах.

А)Игра «Совпадение»

Б)Игра « Собери игрушки в коробку»

А) Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш.

А) Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок

Б)Ребенок  определяет нахождение звука Ш в словах и соответственно раскладывает игрушки в нарисованные коробки

Правильное произношение звука ш в словах. Закреплять навыки определения заданного звука в словах.

10.Пальчиковая гимнастика «Смешарики»

Педагог дает образец выполнения

Выполняет упражнения

Развитие мелкой моторики рук. Развития координации речи с движениями

11.Закрепление звука ш  в предложениях.

Определяет положение предмета по отношению к другому предмету  и по данному образцу сам составляет вопрос

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.  Совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.

12.Закрепление звука ш  в скороговорках.

Проговаривает скороговорку и рисует на песке соответствующие предметы

Совершенствование навыков четкого произношения звука Ш в скороговорках

13.Подведение итогов.

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание тебе  было трудно выполнять?

Ответы ребенка                  

14.Домашнее задание.

Задание. Нарисовать предметы со звуком Ш

Заключение.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением , ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно улучшилось распределение и устойчивость внимания, у детей значительно возрос  интерес к  логопедическим занятиям  и соответственно  повысилась их эффективность.
  • При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны,  существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой -  более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.
  •         Игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей.
  • С помощью песочной терапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  •  Песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка.
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
  • Песочная терапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).

Список литературы.

1.Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб., 2004.

4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987

 5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

 6.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...