«Кольца Луллия» для детей с нарушениями зрения и речи с использованием технологии ТРИЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Черенович Ольга Викторовна

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. Игра – один из важнейших приемов работы с воспитанниками. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности.

В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия» - это эффективное многофункциональное пособие, которое применяется практически во всех образовательных областях: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой для воспитания и развития детей по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДОУ.

«Кольца Луллия» прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в организованную, подгрупповую и индивидуальную деятельность воспитанников, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Цель пособия: развитие познавательных интересов воспитанников с нарушениями зрения и речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koltsa_lulliya_22-23_olya.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к пособию «Кольца Луллия»

для детей с нарушениями зрения и речи    

с использованием технологии ТРИЗ

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. Игра – один из важнейших приемов работы с воспитанниками. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности.

В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия» - это эффективное многофункциональное пособие, которое применяется практически во всех образовательных областях: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой для воспитания и развития детей по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДОУ.

«Кольца Луллия» прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в организованную, подгрупповую и индивидуальную деятельность воспитанников, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Цель пособия: развитие познавательных интересов воспитанников с нарушениями зрения и речи.

Пособие «Кольцами Луллия» позволяет реализовать следующие задачи:

  • Развитие речи совершенствования фонематического слуха, грамматической стороны, коммуникативных навыков и связной речи;
  • Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие поисковой активности;
  • Закрепление знаний по данной теме;
  • Развитие мелкой моторики и координации движений рук;
  • Развитие памяти, творческого воображения, мышления.

Пособие позволяет повысить эффективность интеллектуального развития. Заложенный игровой принцип и необычные приёмы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, позволяют формировать у детей подвижность мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве, вариативность ответов в рамках заданной темы, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Кольца Луллия позволяют реализовать безопасное для здоровья ребёнка обучение, обеспечивают максимально естественное освоение ребёнком предметных основ. Занимательная игра способствует развитию предметных способностей, устойчивому желанию играть на основе игровых действий.

Описание дидактического пособия

 Пособие «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения и речи. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. 

С помощью игровых приёмов стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, помогает выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия с помощью речевой активности ребёнка. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта в дошкольном возрасте.

«Кольца Луллия» представляют детям дошкольного возраста, как чудесные кольца или загадочные круги. На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные, слова, цифры или фигуры. Круг и стрелка (рамка) свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы не совместимые объекты.

Для работы с детьми 3-4 года целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

 В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (4-6 секторов на каждом).

Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются три-четыре круга с 8 секторами на каждом.

Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

Требования к пособию «Кольца Луллия»

для детей с нарушениями зрения и речи

Пособия просты и доступны в использовании.

Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии соотношениями реальных предметов;

Соотношение с реальным цветом объектов

Четкое выделение контура, силуэтов;

Сложный фон сюжетных картин свободен от лишних деталей;

Величина раздаточного материала

Кольца Луллия позволяют реализовать безопасное для здоровья ребёнка обучение, обеспечивают максимально естественное освоение ребёнком предметных основ. Занимательная игра способствует развитию предметных способностей, устойчивому желанию играть на основе игровых действий.

Технологическая цепочка проведение тренинга

  1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие – либо объекты. Например, на секторе первого самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т.д.); третьего – плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).
  2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствие на кругах. Например, по просьбе педагога они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что понравилось, что получилось.

  1. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: берега – болото – апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

Например: хорошо ли иметь такую чудесную берёзу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.

  1. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
  2. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность рисование т. д.

Ожидаемые результаты:

Подбор детьми карточек с изображением объектов или предметов для размышления на секторах, например: «Подберите карточки с изображением «Продуктов питания», «Домашних животных».

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.

Картотека игр:

1. Д. и. «Виды спорта» 5+

Цель: формирование интереса детей к физкультуре и разным видам спорта.

Задачи игры:

  • Знакомить детей со спортивным инвентарём;
  • Развивать умение узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Виды спорта»;
  • Закрепить знания о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье.
  • Формировать умение соотносить цветное изображение с силуэтным;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости;

Дидактический материал игры:

Кольца Луллия состоят из трёх кругов. В комплект входят:

первый круг (малый) – буквы; цифры; точки;

второй круг (средний) - черно-белые карточки с силуэтным изображением определенного вида спорта;

третий круг (большой) цветные картинки с изображением спортивного инвентаря, атрибутов, соответствующего к данному виду спорта.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   вид спорта на цветной карточке;
  2. Подобрать к данному виду спорта силуэтное изображение, а затем карточку с изображением соответствующего спортивного инвентаря, атрибутов;
  3. Рассказать об особенностях данного вида спорта.    

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   вид спорта на черно-белой карточке;
  2. Подобрать к данному виду спорта изображение соответствующего спортивного инвентаря, атрибутов;
  3. Рассказать об особенностях вида спорта.    

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: Назвать вид спорта (цветные картинки с изображением спортивного инвентаря, атрибутов), не опираясь на черно-белое силуэтное изображение. Рассказать, как можно использовать данный спортивный инвентарь.

2. Д. и. «Полезные – вредные продукты» 5+

Цель: обобщение знаний о правильном питании для здоровья человека.

     Задачи игры:

  • Расширять представления детей и закреплять знания о разнообразии продуктов, их вреде или  пользе для здоровья человека, входящих в их состав витаминах;
  • Формировать основы здорового образа жизни.
  • Закрепить умение классифицировать продукты (вредные-полезные);
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Продукты», развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Развивать представления о правильном питании, как одной из составляющих здорового образа жизни человека.
  • Развивать зрительное восприятие, ориентировку на плоскости, зрительно-моторную координацию,  быстроту реакции, прослеживающую функцию руки и глаза, внимание, память, логическое мышление.

Дидактический материал игры:

Кольца Луллия состоят из трёх кругов. В комплект входят: предметные картинки с изображением продуктов питания (полезные-вредные)

первый круг (малый) - цифры.

второй круг (средний), третий круг (большой) – предметные картинки с изображением продуктов питания, расположены смешанно;

Предварительная беседа:

Педагог напоминает детям, что если человек употребляет полезную пищу, то он чувствует себя бодрым, здоровым, у него много энергии, хорошее настроение. Если же питаться вредной пищей, человек будет чувствовать себя вялым, быстро уставать и настроение у него будет плохое.

Ход  игры

вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. При помощи магнитной указки ребёнок берёт картинку с изображением продукта.
  2. Называет продукт и говорит, какой он – полезный или вредный;

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. При помощи маленькой магнитной указки ребёнок берёт картинку с изображением полезного продукта.
  2. Называет полезный продукт и говорит какую пользу продукт приносит.

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: длина указки, движущийся круг.

Дети делятся на две команды. Первая команда выбирает полезные продукты. Вторая – вредные.

3. Д. и. «Волшебные мешочки» (тактильные мешочки) 5 +

  • Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

 

 Задачи игры:

  • Закрепить знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
  • Обогащать знания детей о том из чего варят каши.
  • Различать на ощупь разные виды круп и называть.
  • Развивать речь и расширять словарный запас, умение использовать относительные прилагательные.
  • Формировать основы здорового образа жизни.
  • Воспитывать положительное отношение к здоровому питанию.
  • Развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию,  быстроту реакции, внимание, память, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

    Дидактический материал игры:

  • Кольца Луллия состоят из трёх кругов. В комплект входят: предметные картинки с изображением продуктов питания (виды каши)
  • первый круг (малый) - буквы, цифры, точки;
  • второй круг (средний), третий круг (большой) – предметные картинки с изображением продуктов питания -каши, расположены смешанно;
  •  прозрачные мешочки с крупой, непрозрачные мешочки с крупой (рис, гречка, манка, пшено, овсяные хлопья)

Предварительная беседа:

Здоровье – одно из важнейших условий полноценной жизни человека. Главная задача формирования здорового образа жизни связана с воспитанием у ребенка основы правильного питания. В основе правильного питания лежат несколько правил: регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие.

Регулярность: требование питаться регулярно, соблюдать режим питания. Важнейшая закономерность, связанная с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме (дыхание, биение сердца) носят ритмичный характер и регулярность – непременное условие эффективного функционирования нашего организма. Режим питания обеспечивает равномерную нагрузку на систему пищеварения в течении дня. «Еда по часам» важна в любом возрасте, особенно для детей и подростков. Нерегулярное питание создаёт дополнительные нагрузки и напряжение для всего организма.

Разнообразие: наш организм нуждается в разнообразном питании. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Важно формировать у ребёнка разнообразный вкусовой кругозор. В рацион питания необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные, содержащие различные виды питательных веществ.

Безопасность: безопасность питания обеспечивает несколько условий – использование в пищу качественных продуктов, способность различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами, соблюдение элементарных гигиенических правил.

Удовольствие: это приятные ощущения, которые возникают во время приёма пищи. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды являются показателем безопасности продукта. Необходимо воздерживаться от переедания. Формирование умения оценивать вкус еды, её эстетические характеристики, определять гармоничность вкусовых сочетаний в блюде – одна из важных задач воспитания культуры питания в целом.

Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни. Знания о правильном питании помогают организовать рацион для человека, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье!

Каша рисовая – каша из риса. Для приготовления рис варят в воде или молоке, пока он не размякнет. Рис выращивают на полях, эта культура очень любит воду, участки на которых возделывают рис, подтапливаются водой и рис от этого растет лучше.

Каша гречневая – это блюдо из разваренных в воде  или молоке зёрен с добавлением  соли, сахара. Гречневую кашу варят из крупы, которая называется гречневой или просто гречка. Крупинки гречки – твердые, коричневые.

Манная каша – самая мелкая крупа из зёрен пшеницы. Готовится на молоке жидкой, или густой.

Пшённая каша – готовится как на молоке, так и на воде.

Это маленькие желтые твердые шарики. Получаемые из плодов культурных видов проса.

Овсяная каша – овсяные хлопья (крупа) - расплющенная с помощью специального аппарата. Это натуральный продукт, который богат витаминами и клетчаткой.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Ребёнок берёт прозрачный мешочек с крупой проговаривает название крупы.
  2. Соотносит с кашей на картинке.
  3. Проговаривает название «Каши», подбирая относительные прилагательные (каша рисовая)

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Ребёнок берёт прозрачный мешочек с крупой проговаривает название каши.
  2. Ребёнку необходимо соотнести прозрачный мешочек с крупой с плотным мешочком с такой же крупой.

Все действия сопровождать речью.

вариант 3

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Ребёнок берёт плотный мешочек с крупой проговаривает название каши.
  2. Ребёнку необходимо соотнести плотный мешочек  с картинкой «каши».

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: длина указки.

Дети делятся на две команды. Первая команда выбирает полезные продукты. Вторая – вредные.

4.«Определи и назови овощ»

Структура игры:

Кольца Луллия состоят из трёх кругов: первый круг- картинки с контурным изображением овощей, второй круг-  карточки с изображением  цвета, третий  круг- карточки с изображением  геометрических фигур.

Задачи игры:

  • развитие  зрительного  восприятия   в умении определять   и называть овощи  по  (контуру, цвету и форме);
  • расширение и активизация словаря, использование прилагательных.

Правила игры:

В процессе игры ребёнок должен выполнять последовательно действия:

  1. определить и назвать  по контурному изображению овощ;
  2. подобрать к этому овощу цвет;
  3. подобрать  геометрическую фигуру на которую похож   данный  овощ.

Все действия сопровождать речью.

Дидактический материал игры:  контурное изображение овощей (огурец, помидор, репа, баклажан, капуста, картофель, лук, морковь),  карточки с изображением цвета (красный, зелёный, фиолетовый, жёлтый, оранжевый, салатовый, коричневый), карточки с изображением геометрических фигур

(круг, квадрат, треугольник, овал).

5. «Все профессии нужны, все профессии важны»

Структура игры:

Кольца Луллия состоят из четырёх кругов: первый круг- картинки с изображением профессий; второй круг -  картинки  с изображением места работы; третий – предметы, которые нужны для работы; четвёртый- спецодежда.

Задачи игры:

  • формировать представление о том, что такое профессия;
  • вызвать интерес к разным профессиям;
  • обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение и значимость к людям разных профессий.

Правила игры:

В процессе игры ребёнок должен выполнять последовательно действия:

         1. ребёнок выбирает по одному показателю с каждого круга и объясняется практическая значимость данного объекта:

          2.название профессии?

          3. место работы (где работает?)

4.что делает человек данной профессии?

5.что ему нужно для работы? (какие предметы)

6.какая спецодежда, головной убор? (часть)

 Дидактический материал игры: картинки с изображением -

профессия - повар -  ресторан, столовая, кофе - готовит вкусную еду - колпак, костюм повара, посуда, продукты и т.д.

профессия - космонавт - космос - проводит опыты, исследования, технические разработки на орбите -  снаряжение, оборудование, ракета - одежда - скафандр, баллон с кислородом и т.д.

Профессия - полицейский - министерство внутренней безопасности, патрульно-постовая служба полиции - защита населения и охрана общественного порядка - форма, оружие, наручники и т.д. - одежда - полицейская форма, фуражка, специальная обувь, погоны и т.д.

Профессия - военный - военные организации, части Вооруженных сил, "горячие точки" - защита и удержание территории от врага - оружие, снаряжение, машины - одежда: форменная одежда с отличительным знаком, камуфляжная, маскировочная форма, обувь, знаки отличия и т.д.

Профессия - пожарный - пожарная часть, тушение и спасание и эвакуация людей при пожарах -  специальное оборудование: машина, огнетушитель (пена, вода), противогаз, лестница и т.д. - специальная куртка, комбинезон, обувь.

Профессия - ученый - научно-исследовательских институтах - изучают определенные науки, проводят различные исследования - лабораторное оборудование: микроскоп, колбы, пробирки, весы, измерители, испытательные приборы, маски и т.д. - специальный халат, фартук, перчатки, очки и т.д.

  

Содержание

  1. Вступление ………. ……………………….. 3
  2. Цель, задачи  ………………………………. 4
  3. Описание дидактического пособия  ……… 5
  4. Требования к пособию «Кольца Луллия … 6
  5. Технологическая цепочка проведения  ….. 7
  6. Ожидаемые результаты  ………………….. 8
  7. Картотека игр ……………………………… 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»

Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ

Практическая значимость: технология ТРИЗ совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: испо...

Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ

Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть раз...