«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Для преодоления таких нарушений в дошкольном учреждении необходимо проводить комплексную коррекционную работу. А сейчас немного об образовательной кинезиологии или иначе о гимнастике для мозга. Кинезиология выросла из хиропрактики Пальмера, которая зародилась в 1890-х годах.
Американец Даниэль Дэвид Пальмер практиковал лечение наложением рук на больное место. Вправив сместившийся позвонок у дворника, которого считали глухим от рождения, он вернул ему слух. Так родилось понимание, что человек – гораздо более сложная система, чем это принято думать. Этот подход развил американский врач из Детройта Джордж Гудхарт, создав прикладную кинезиологию в 60-е годы. Он зародил основную идею кинезиологии: человек – система самовосстанавливающаяся.
Так возникла Прикладная кинезиология – медицинское направление кинезиологии. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.
Но есть и другая наука – «Образовательная кинезиология» «Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона. Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о возможности эффективно обучаться любой новой деятельности и оставаться, не зависимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.
Так как основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия, его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста. К образовательной кинезиологии относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Упражнения делятся на 4 группы, каждая из которых активирует определенные участки тела и мозга и, соответственно, выбор упражнений осуществляется исходя из задачи, стоящей перед человеком.
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину).
«Ленивые восьмерки для глаз». Снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи, устанавливается связь «рука – глаз», так что улучшаются действия, требующие зрительной работы.
Включаются оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения. 1. Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевернутой восьмерке (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением пальца только глазами: то есть глаза вслед за рукой рисуют восьмерку, при этом голова все время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения должны быть медленными и осознанными.
2. Повторите движение как минимум по три раза каждой рукой, плавно и непрерывно. Обе руки вытяните вперед и сцепите в замок, большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («Х»). Сосредоточьтесь на центре перекрестия. Проделайте «Ленивые восьмерки» минимум три раза. «Ленивые восьмерки для письма». Выполняется аналогично «Ленивым восьмеркам для глаз». Восьмерка рисуется перед собой на столе. Сначала правой рукой минимум четыре раза, затем левой минимум четыре раза, затем указательными пальцами, образовывающими перекрестие («Х»), минимум четыре раза. Выполняется для активизации связи «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. «Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению. 1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.
2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой. «Энергезатор». Повышает уровень кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч. Помогает пробудить весь организм после долгого сидения или работы за компьютером. Если его делать около 10 минут, стимулир
ует и повышает кон
центрацию внимания. Выполняется сидя.
1. Положите руки перед собой на стол.
2. Наклоните подбородок к груди, ощутите грудную клетку. Затем сделайте вдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Полезный результат при выполнении упражнений 1 группы— улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
Вторая группа — это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе, например, при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу.
Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи.
Можно выполнять сидя и стоя.
1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).
2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».
3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.
4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).
5. Делайте упражнение по
ощущениям, сколько считаете нужным. 6. Поменяйте руку и повторите то же самое. «Помпа». Стресс может вызвать напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. Упражнение направлено на их растяжение и расслабление зажимов. Способствует усилению целого ряда навыков: легче протекает коммуникация (упражнение связанно с вербальными навыками и сильно облегчает коммуникацию детей с дефектом речи), способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения, формирует навыки достижения результата, способность завершать начатое, улучшает социальное поведение.
Упражнение выполняется стоя.
1. Стойте прямо, одну ногу выставите вперед и согните колено, другое отведите назад и расположите на носочке. Вес тела перенесите на переднюю ногу.
2. Глубоко вдохните. С выдохом сгибайте колено ноги, выставленной вперед, а отведенную назад ногу опускайте с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
3. Возвратитесь в исходное положение, затем повторите.
4. Поменяйте ноги и сделайте то же самое. Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился на ногу впереди. Полезный результат при выполнении упражнений этой группы — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, для дошкольников – помогает лучше воспринимать информацию на слух, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы.
Третья группа — растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Полезный результат при выполнении упражнений 3 группы: улучшение внимания, моторной координации, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах. «Думающий колпак». Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух. 1. Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди.
2. Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.
3. Повторите 3 и более раза. Четвертая группа — это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат при выполнении упражнений группы — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков.
Снимают стресс. «Позитивные точки». После выполнения упражнения ослабевают эмоциональные реакции, что помогает сбалансировать стрессовое состояние. Легче вспоминается выученный материал, лучше усваивается и запоминается новая информация.
1. Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей. Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук.
2. Держите пальцы на этих точках. Упражнение выполняйте сидя или стоя. Регулярное выполнение кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы»
Формирование речи ребенка с ОВЗ в семье...
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...
Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё.Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.Близким людям нужно объединиться ...
Опыт работы "Кинезиология-как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ТНР".
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упра...