ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС» для детей с ограниченными возможностями здоровья с элементами драматизации.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Андреева Ирина Александровна

Дополнительная  программа реализуется через  организацию работы кружка «Страна речевых чудес»  для детей 5-7 лет.   Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. В программе раскрываются формы и приемы организационной деятеьности, представлено календарно-тематическое панирование, диагностическая ката.  Занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Дополнительная программа «Страна речевых чудес» является развивающей, то есть достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №15»

ДОПОЛНИТЕЛЬНА ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

с элементами драматизации.

 

автор-составитель

учитель-логопед

Андреева И.А.

г.Троицк, 2017

  ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой компонент…………………………………………………………………….3
  1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
  2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………….4
  3. Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы……4
  4.  Структура и направления образовательного процесса……………………………...5

  1. Содержательный компонент Программы…………………………………………….6
  1.  Формы и приемы образовательного процесса……………………………………….6
  2.  Календарно-тематическое планирование…………………………………………….7
  3.  Мониторинг …………………………………………………………………………..13

  1. Организационный компонент………………………………………………………..15
  1. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………15
  2.  Методическое обеспечение Программы……………………………………………16

  1. Целевой компонент  Программы

  1.  Пояснительная записка

Нарушение речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения.

Общение – одна из важнейших человеческих потребностей. Общение помогает человеку понять самого себя, найти своё место в жизни. Общение с окружающими взрослыми – это не только условие, но и главный источник психического развития ребёнка.

Известно, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви близких,  нарушает формирование личности ребёнка. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально–волевой сферы личности.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий; ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости.      По результатам ГПМПК таких детей зачисляют в коррекционную группу с заключением ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР). У детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической и грамматической),  произносительной и семантической сторон, наличие отклонений ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), малая дифференцированность мелкой и общей моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение произвольного поведения, затруднение общения между взрослыми и сверстниками.

     Это выражается в свою очередь:

  • Затруднением в  овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи.
  • Затруднением в будущем обучении в школе;
  • Агрессивных поступках детей к сверстникам и взрослым;
  • Замыкании ребёнка в себе;

    что в целом ведёт к задержке развития личности ребёнка.

Всё выше сказанное приводит к поиску дополнительных форм и методов обучения детей вне занятий. Для того, чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми в систему коррекционной работы необходимо включать элементы театрализованной деятельности.

Вводя дошкольников через театрализованную игру в мир родного слова, в мир грамотной речи решаются следующие задачи:

  • Погружаем детей в комфортную для них стихию игры.
  • Сглаживаем строгие рамки традиционных занятий.
  • Развиваем внимание, мышление, память, воображение.
  • Придаём образовательному процессу привлекательный вид, превращая обучение в интересный труд.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность, благодаря сказке ребёнок познаёт мир и не только умом, но и сердцем; проявлять любознательность, стремиться к познанию нового, развивать ассоциативное мышление; развивать решительность; совершенствовать артикуляционный аппарат.

1.2. Цель и задачи реализации Программа

Цель:

Совершенствование и коррекция устной речи и навыков речевого общения посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Развитие художественно – творческих способностей.
  7. Формирование психофизических способностей.
  8. Регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
  9. Развитие координационных способностей.
  10. Снятие по возможности стрессообразующих факторов (умение снятия нервнопсихического напряжения, чувства страха).
  11. Активизация познавательного процесса.

  1.  Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы.

  • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию.
  • Ребёнок     владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками.

Социальная значимость программы:

  • Участие в городском конкурсе чтецов «Золотая осень», «Зимняя песня».
  • Участие во всероссийских и международных видео-конкурсах в сети Интернет.
  • Участие в театральных постановках ДОУ.

Инновационная направленность.

          Программа «Страна речевых чудес» соответствует тематическому планированию ДОУ в полном объеме. Кроме того, занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Дополнительная программа «Страна речевых чудес» является развивающей, то есть достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. 

  1. Структура и направления образовательного процесса

Программа построена на основе методических пособий по театрализованной деятельности «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханевой М.Д., «Театральная деятельность в детском саду» Щеткина А.В. Программа реализуется через организацию работы кружка «Страна речевых чудес» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет, рассчитана на 1 год обучения.

Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Продолжительность занятия 30 минут.

Программа включает 3 раздела:

  1. Диагностическая деятельность
  2. Коррекционная (речевая) деятельность.
  3. Театрализованная деятельность.

Диагностическая деятельность решает ряд задач:

  1. Изучение состояние здоровья ребёнка.
  2. Развитие познавательной деятельности и эмоционально–личностной сферы.
  3. Изучение особенностей развития речевой сферы.

Коррекционно–развивающая деятельность решает ряд задач:

  1. Развитие правильного дыхания и артикуляции.
  2. Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания).
  3. Обогащение и расширение словаря.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.

Театрализованная деятельность решает следующие задачи:

  1. Умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.
  2. Управление мимикой, пантомимикой.
  3. Умение управлять своим телом.
  4. Умение снять нервнопсихическое напряжение, чувство страха.

В Программе представлены направления работы:

  1. Игровые упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (выработка правильной артикуляции, формирование чёткой дикции и разнообразной интонации, развитие логики и речевого общения).
  2. Игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики (развитие у детей уверенности и управляемости в своих действиях, развитие умения переключаться с одного действия на другое, обучение самостоятельному решению двигательной задачи, пониманию  нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека).
  3. Игры–инсценировки (обучение разыгрыванию текстов потешек, сказок, рассказов, используя шапочки для драматизации и элементы костюмов, развитие памяти, воображения).


  1. Содержательный компонент программы

2.1.Формы и приемы организации образовательного процесса

Психогимнастика - специальные упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. Ребенку предлагается изобразить лицо героя

Речевые игры и упражнения: 

Дыхательные и артикуляционные:

  • Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, дифференцированного дыхания, пропевание гласных на длительном, плавном выдохе;
  • Артикуляционная гимнастика на все группы звуков, сопровождаемая стихами;

Пальчиковые игры и сказки

Дикционные и интонационные:

  • Пропевание гласных на разные мотивы знакомых песен, проговаривание предложений с разной интонацией;
  • Работа со скороговорками;
  • Диалоги:

Ритмодекламация - соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Имитационные упражнения–пантомима. Мимическое представление без слов.

Театрализованные игры. Игры–инсценировки. Драматизации знакомых сказок, песен, потешек, диалогов.

Театральные куклы (большие и маленькие):

  • Большая мягкая кукла Лягушка учит детей выполнять артикуляционную гимнастику.
  •  Незнайке дети помогают выполнять различные задания.
  • Дед Буквоед даёт детям деформированные слова, фразы, с которыми дети успешно справляются.
  • Королева Волшебной страны знакомит детей со своей страной, знакомит со звуками и буквами.

Импровизация -  разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Релаксационные упражнения - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Сказкотерапия  - передача ребенку необходимых моральных норм и правил, способ социализации и передачи опыта.

Самомассаж лица, рук - самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками

2.2. Календарно – тематическое планирование


Календарно-тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

1 неделя. Пока занавес закрыт

2 неделя. Звуки вокруг нас.

3 неделя Раз, два, три, четыре, пять, вы, хотите поиграть?

4 неделя Осенняя ярмарка

1.Дыхательное упражнение «Ветерок».

2. Что такое органы артикуляции. Мультимедийная презентация «Органы артикуляции».

3.Релаксационные упражнения «На поляне».

4. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

1.Дыхательное упражнение «Петух».

2. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас».

3. Д. и. «Минутка тишины», «Угадай, что звучит»

2.Релаксационные упражнения «Улыбка»

3.Массаж БАТ «Труба».

4.Ритмодекламация №1.

5.  Игровое упражнение «Попробуем измениться».

1.Дыхательное упражнение: «Привет солнцу».

2. Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.

3.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».

4.Оздоровительный массаж спины.

5. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять, вы, хотите поиграть?»

1.Дыхательное упражнение

«Прожорливые фрукты» (пособие).

2.Речевые звуки. Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек».

2.Д.И. «Длинные и короткие слова» (картотека).

3.Ритмодекламация №1.

4. Пальчиковый тренинг «Апельсин» (картотека).

5. Игровое занятие «Осенняя ярмарка»

ОКТЯБРЬ

1 неделя. Сказку, ты дружок послушай и сыграй

2 неделя. Сказка Зайчик и ёжик

3 неделя Весёлые стихи читаем, слово-рифму подбираем

4 неделя

1.Дыхательное упражнение «Часики»

2.Релаксационные упражнения:

 «Волшебный сон».

3 Дидактическая игра «Внимательные ушки»

4. Массаж лица «Дождик».

5. Игровое упражнение «Сказку, ты дружок послушай и сыграй»

1.Дыхательное упражнение «Послушный ветерок».

2. Развитие слухового и двигательного внимания «Послушаем звуки вокруг нас»

3.Гимнастика для глаз.

4.Массаж БАТ «Труба».

5.  Игровое упражнение «Сказка Зайчик и ёжик».

1. Дыхательное упражнение «Подуй на листочек»

2.Релаксационные упражнения: “Любопытная Варвара”.

3.Самомассаж рук массажными ежиками

4.Игровое упражнение «Весёлые стихи читаем, слово-рифму подбираем»

1.Дыхательное упражнение «Тучка и солнышко».

2.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке»

3.Логоритмические упражнения «Солнце и дождик»

4. Массаж лица «Дождик».

5. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» 

6. Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова)

НОЯБРЬ

1 неделя. Одну простую сказку хотим мы показать

2 неделя. Постучимся в теремок

3 неделя Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно.

4 неделя Многим домик послужил, кто только в домике не жил

1.Дыхательное упражнение: «Часики».

2.Релаксационные упражнения: «Воздушный шарик».

3.Самомассаж пальцев рук.

4. Гимнастика для глаз «Капля первая упала»

5.Одну простую сказку хотим мы показать.

1.Дыхательное упражнение: «Ветерок».

2.Релаксационные упражнения: «Звери и птицы спят»

3.Ритмодекламация №1.

4. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

5.Игровое упражнение «Постучимся в теремок».

1.Дыхательное упражнение:

«Дует холодный ветерок».

2.Релаксационные упражнения: «Медведь уснул в берлоге»

3.Гимнастика для глаз«Сова»

4.Массаж БАТ «Наступили холода».

5.Разучивание скороговорки «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно».

1.Дыхательное упражнение: «Трубач».

2.Мультимедийная презентация «Кто чей детеныш?», «Кто в каком доме живет?»

3.Ритмодекламация №1.

4.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

5.Игровое упражнение «Многим домик послужил, кто только в домике не жил».

ДЕКАБРЬ

1 неделя. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

2 неделя. Весёлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем

3 неделя. Дружно играем, этюды разыграем

4 неделя. Ёлочка, елочка, зеленая иголочка

1.Дыхательное упражнение: «Снежинки».

2.Релаксационные упражнения: «Сосулька»,

3. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

4.Ритмодекламация№2

5.Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять».

1.Дыхательное упражнение: «Снежинки».

2.Релаксационные упражнения: «Снежинки».

3.Упражнениея для коррекции зрения «Снежная баба»

4. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5, мы во двор идем гулять»

5. Игровое упражнение «Весёлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем».

1.Дыхательное упражнения: «Веселый снеговик».

2.Релаксационные упражнения: «Тряпичная кукла и солдат».

3.Гимнастика для глаз «Веселая неделька»

3.Массаж БАТ «Снеговик».

4.Разыгрывание этюдов.

1.Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку с ладошки»

2.Релаксационные упражнения «Замедленное движение»

3.Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4. Разыгрывание этюдов.

ЯНВАРЬ

1 неделя. Угадай, что я делаю

2 неделя. Любитель – рыболов

3 неделя. Учимся четко говорить

4 неделя. Одно и тоже по – разному

1.Дыхательное упражнение: «Согреем ладошки»

2.Релаксационные упражнения: «Тишина»

3.Ритмодекламация №2

4. Пальчиковая гимнастика «Снежки»

5. Театральная игра «Угадай, что я делаю?»

1.Дыхательное упражнение: «Чья рыбка быстрее».

2.Релаксационные упражнения: «Тихое озеро».

3.Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

4.Ритмодекламация №3 «Речка»

5. Театральная игра «Любитель – рыболов».

1.Артикуляционная гимнастика «Жили-были»

2.Дыхательное упражнение: «Часики».

2.Релаксационные упражнения: «Облака».

3.Оздоровительный массаж шеи.

4.Логоритмические упражнения.

5. Театральная игра «Учимся четко говорить»

1.Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку».

2. Артикуляционная гимнастика «Домик открывается»

3.Релаксационные упражнения «Снегопад»

4.Ритмодекламация №2.

5. Театральная игра «Одно и тоже по – разному».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя. Учимся четко говорить

2 неделя. Наши эмоции

3 неделя. Посмотри и угадай

4 неделя. Кругосветное путешествие

1.Дыхательное упражнение: «Сытая лошадь».

2. Артикуляционная гимнастик «Жили у бабуси».

3.Развитие фонематического слуха «Кто как кричит»

4 Пальчиковая гимнастика «Как у наших у ворот»

5. Игровое упражнение «Учимся четко говорить»

1.Дыхательное упражнение: «Снежинки».

2.Релаксационные упражнения: «Тишина».

3.Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4.Массаж БАТ «Снеговик».

5.Д/упражнение «Наши эмоции».

1.Дыхательное упражнение: «Шарик».

2.Развитие фонематического слуха «Будь внимателен! Произноси старательно».

3.Массаж ушей «На границе».

4. Распознаём по мимике и интонации «Посмотри и угадай»

1.Дыхательное упражнение: «Самолет».

3.Пальчиковая гимнастика «Мы танкисты»

4. Массаж ушей «На границе».

5.Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

6. Театральная игра «Кругосветное путешествие»

МАРТ

1 неделя. Кто, кто в теремочке живет

2 неделя. Жили-были не тужили

3 неделя. Теремок

4 неделя

1.Дыхательное упражнение: «Аромат роз».

2.Релаксационные упражнения: «Кулачки», «Отдых на море».

3.Массаж ушных раковин.

4.Ритмодекламация №3.

5.Чтение пьесы «Теремок».

1.Дыхательное упражнение: «Засыпающий цветок».

2. Артикуляционная гимнастика в стихах

3. Релаксационные движения «Пара»

4. Работа над эпизодами пьесы «Теремок».

1.Дыхательное упражнение: «Суп кипит».

2.Фонетическое упражнение «Посуда поет»

3.Ритмодекламация «Пироги»

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

5. Репетиция эпизода пьесы «Теремок».

1.Дыхательное упражнение: «Ветерок».

2.Гимнастика для глаз «Веселая неделька»

3. Релаксационные движения «Вибрация»

4.Культура и техника речи, драматизация сказка «Теремок».

АПРЕЛЬ

1 неделя. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

2 неделя. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

3 неделя. Морское путешествие

4 неделя. Морское путешествие

1.Дыхательное упражнение: «Подуй на ленточку».

2.Релаксационные упражнения «На полянке».

3.Самомассаж рук с использованием карандаша

4.Речь с движением «Дружно птицы прилетели»

5. Игровое упражнение «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья».

1.Дыхательное упражнение: «Парад войск».

2.Релаксационные упражнения: «Тряпичная кукла и солдат»

3.Развитие просодической стороны речи и модуляции голоса «Птичьи голоса»

4. Игровое упражнение «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей».

1.Дыхательное упражнение: «Рыбка».

2.Релаксационные упражнения: «Водопад».

3.Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

4. Гимнастика для глаз «Дождик»

5. Театральная игра «Морское путешествие».

1.Артикуляционнвя сказка «Жил-был Айболит»

2.Релаксационные упражнения «Холодно–жарко»

3.Пальчиковая гимнастика «Друзья»

4.Массаж лица «Дождик».

5. Игровое упражнение «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».

МАЙ

1 неделя. Когда страшно видится то, чего и нет

2 неделя. Каждому страх большим кажется

3 неделя. Под грибом

4 неделя. Сюрпризы от смешариков

1.Дыхательное упражнение: «Ворона».

2.Релаксационные упражнения: «Шалтай-байтай»

3.Массаж ушных раковин «Ушки, ушки, слышат всё»

4. «Ёжики» для рук со стихами.

5. Игровое упражнение «Когда страшно видится то, чего и нет».

1.Дыхательное упражнение: «Подуй на флажок».

2.Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки».

3.Ритмодекламация №3.

4. Игровое упражнение «Каждому страх большим кажется».

1.Дыхательное упражнение: «Послушный ветерок»

2.Артикуляционная гимнастика «Зверушки» 3.Гимнастика для глаз «Теремок»

4.Игра с песком «Найди предметы»

5.Игровое упражнение «Под грибом»

1.Дыхательное упражнение: «Веселое путешествие»».

2Релаксационные упражнения: «Волшебный сон».

3.Пальчиковая гимнастика «Дождик»

4.Массаж лица «Дождик».

5. Игровое упражнение «Что бывает весной»

6.Ритмодекламация «Прогулка весенний лес»


  1.  Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей речевого развития.

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае с целью выявления динамики развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты:

  • Общая, мелкая и артикуляционная моторика.
  • Культура общения.
  • Эмоционально-образное развитие.
  • Коллективная  деятельность.

Диагностическая карта

п/

п

Фамилия

имя

ребёнка

Показатели

Моторика

Культура общения

Эмоционально-образное развитие

Коллективная  деятельность

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Критерии оценивания:

Моторика:

3 балла - Все движения выполняет правильно, замен движений и синкенезий не наблюдается, статические и динамические упражнения выполняет в полном объеме.

2 балла – При выполнении упражнений  допускает ошибки, статические упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

1 балл – Объем движений не полный, поиск позы, с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор.

Речевое общение:

3 балла - Ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Умеет задавать вопросы в ходе диалога.  Умеет интонировать голосом.

2 балла - Ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Речь маловыразительная.

1 балл - Ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Речевая активность недостаточная.

Эмоционально-образное развитие:

3 балла -  творчески применяет в инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
2 балла -  владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

1 балл -  различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.

Коллективная творческая деятельность:

3 балла -  проявляет инициативу, согласованность действий с детьми, творческую активность в играх-драматизациях.

2 балла -  проявляет инициативу, согласованность действий с детьми в коллективной деятельности. 
1 балл -  не проявляет инициативы, пассивен.


  1. Организационный компонент.

Программа реализуется через  организацию работы кружка «Страна речевых чудес»  для детей 5-7 лет.

Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятий 30 минут.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет-помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием

Базовое оборудование

  1. Письменный стол, стул педагога.
  2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
  3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  4. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
  5. Технические средства обучения (магнитофон, компьютер)
  6. Школьная доска, мел, магниты
  7. Часы настенные
  8. Журнальный стол с креслами
  9. Ковер

Наглядные пособия

  1. Дидактическое пособие «Весёлый паровоз»
  2. Дидактическое пособие «Облака – подсказки»
  3. Дидактическое пособие «Ёлочки»
  4. Дидактический материал для обследования речи ребенка.
  5. Настольные игры лексико-грамматического содержания.
  6. Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
  7. Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
  8. Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
  9.  Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
  10.  Пособие «Лесная азбука».
  11. Схема составления предложения.
  12. Сюжетные картинки для развития связной речи.
  13. Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).
  14. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок.
  15. Картотеки пальчиковых игр.
  16. Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики.
  17.  Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
  18. Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).
  19. Игрушки для выработки сильной воздушной струи («Поезд», «Свистульки» 3 видов, «вертушки»).
  20. Фигурки животных.
  21. Настольный театр.
  22. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками.
  23. Большие мягкие игрушки и театральные куклы.
  24. Жетоны, печати для поощрения детей.

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Веракса Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
  2. Дурова Н.В. Фонематика – М: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2010.
  3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
  5. Кузнецова Е.В.  Логопедическая  ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи - М: 2010.
  6. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  10. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Ткаченко Т.А.  Развиваем мелкую моторику – М: Эксмо, 2010.
  12.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, поэтому мы стараемся создать для них комфортные условия пребывания, соблюдая при этом все установле...

Развитие речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Практические рекомендации по активизации речевой активности у детей с ОВЗ...

Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё.Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.Близким людям нужно объединиться ...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...

МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья является актуальной, т.к. на данный момент времени в педагогическую практику активно внедряются различные инновационные технологии. Цель данной статьи- привлечь внимание педагогов к метрон...