ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС» для детей с ограниченными возможностями здоровья с элементами драматизации.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Дополнительная программа реализуется через организацию работы кружка «Страна речевых чудес» для детей 5-7 лет. Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. В программе раскрываются формы и приемы организационной деятеьности, представлено календарно-тематическое панирование, диагностическая ката. Занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Дополнительная программа «Страна речевых чудес» является развивающей, то есть достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15»
ДОПОЛНИТЕЛЬНА ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
с элементами драматизации.
автор-составитель
учитель-логопед
Андреева И.А.
г.Троицк, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Целевой компонент…………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………………...3
- Цели и задачи реализации Программы……………………………………………….4
- Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы……4
- Структура и направления образовательного процесса……………………………...5
- Содержательный компонент Программы…………………………………………….6
- Формы и приемы образовательного процесса……………………………………….6
- Календарно-тематическое планирование…………………………………………….7
- Мониторинг …………………………………………………………………………..13
- Организационный компонент………………………………………………………..15
- Материально-техническое обеспечение Программы………………………………15
- Методическое обеспечение Программы……………………………………………16
- Целевой компонент Программы
- Пояснительная записка
Нарушение речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения.
Общение – одна из важнейших человеческих потребностей. Общение помогает человеку понять самого себя, найти своё место в жизни. Общение с окружающими взрослыми – это не только условие, но и главный источник психического развития ребёнка.
Известно, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви близких, нарушает формирование личности ребёнка. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально–волевой сферы личности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий; ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости. По результатам ГПМПК таких детей зачисляют в коррекционную группу с заключением ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР). У детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической и грамматической), произносительной и семантической сторон, наличие отклонений ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), малая дифференцированность мелкой и общей моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение произвольного поведения, затруднение общения между взрослыми и сверстниками.
Это выражается в свою очередь:
- Затруднением в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи.
- Затруднением в будущем обучении в школе;
- Агрессивных поступках детей к сверстникам и взрослым;
- Замыкании ребёнка в себе;
что в целом ведёт к задержке развития личности ребёнка.
Всё выше сказанное приводит к поиску дополнительных форм и методов обучения детей вне занятий. Для того, чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми в систему коррекционной работы необходимо включать элементы театрализованной деятельности.
Вводя дошкольников через театрализованную игру в мир родного слова, в мир грамотной речи решаются следующие задачи:
- Погружаем детей в комфортную для них стихию игры.
- Сглаживаем строгие рамки традиционных занятий.
- Развиваем внимание, мышление, память, воображение.
- Придаём образовательному процессу привлекательный вид, превращая обучение в интересный труд.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность, благодаря сказке ребёнок познаёт мир и не только умом, но и сердцем; проявлять любознательность, стремиться к познанию нового, развивать ассоциативное мышление; развивать решительность; совершенствовать артикуляционный аппарат.
1.2. Цель и задачи реализации Программа
Цель:
Совершенствование и коррекция устной речи и навыков речевого общения посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие художественно – творческих способностей.
- Формирование психофизических способностей.
- Регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
- Развитие координационных способностей.
- Снятие по возможности стрессообразующих факторов (умение снятия нервнопсихического напряжения, чувства страха).
- Активизация познавательного процесса.
- Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы.
- Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
- Ребёнок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками.
Социальная значимость программы:
- Участие в городском конкурсе чтецов «Золотая осень», «Зимняя песня».
- Участие во всероссийских и международных видео-конкурсах в сети Интернет.
- Участие в театральных постановках ДОУ.
Инновационная направленность.
Программа «Страна речевых чудес» соответствует тематическому планированию ДОУ в полном объеме. Кроме того, занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Дополнительная программа «Страна речевых чудес» является развивающей, то есть достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
- Структура и направления образовательного процесса
Программа построена на основе методических пособий по театрализованной деятельности «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханевой М.Д., «Театральная деятельность в детском саду» Щеткина А.В. Программа реализуется через организацию работы кружка «Страна речевых чудес» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Продолжительность занятия 30 минут.
Программа включает 3 раздела:
- Диагностическая деятельность
- Коррекционная (речевая) деятельность.
- Театрализованная деятельность.
Диагностическая деятельность решает ряд задач:
- Изучение состояние здоровья ребёнка.
- Развитие познавательной деятельности и эмоционально–личностной сферы.
- Изучение особенностей развития речевой сферы.
Коррекционно–развивающая деятельность решает ряд задач:
- Развитие правильного дыхания и артикуляции.
- Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания).
- Обогащение и расширение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
Театрализованная деятельность решает следующие задачи:
- Умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.
- Управление мимикой, пантомимикой.
- Умение управлять своим телом.
- Умение снять нервнопсихическое напряжение, чувство страха.
В Программе представлены направления работы:
- Игровые упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (выработка правильной артикуляции, формирование чёткой дикции и разнообразной интонации, развитие логики и речевого общения).
- Игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики (развитие у детей уверенности и управляемости в своих действиях, развитие умения переключаться с одного действия на другое, обучение самостоятельному решению двигательной задачи, пониманию нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека).
- Игры–инсценировки (обучение разыгрыванию текстов потешек, сказок, рассказов, используя шапочки для драматизации и элементы костюмов, развитие памяти, воображения).
- Содержательный компонент программы
2.1.Формы и приемы организации образовательного процесса
Психогимнастика - специальные упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. Ребенку предлагается изобразить лицо героя
Речевые игры и упражнения:
Дыхательные и артикуляционные:
- Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, дифференцированного дыхания, пропевание гласных на длительном, плавном выдохе;
- Артикуляционная гимнастика на все группы звуков, сопровождаемая стихами;
Пальчиковые игры и сказки
Дикционные и интонационные:
- Пропевание гласных на разные мотивы знакомых песен, проговаривание предложений с разной интонацией;
- Работа со скороговорками;
- Диалоги:
Ритмодекламация - соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.
Имитационные упражнения–пантомима. Мимическое представление без слов.
Театрализованные игры. Игры–инсценировки. Драматизации знакомых сказок, песен, потешек, диалогов.
Театральные куклы (большие и маленькие):
- Большая мягкая кукла Лягушка учит детей выполнять артикуляционную гимнастику.
- Незнайке дети помогают выполнять различные задания.
- Дед Буквоед даёт детям деформированные слова, фразы, с которыми дети успешно справляются.
- Королева Волшебной страны знакомит детей со своей страной, знакомит со звуками и буквами.
Импровизация - разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Релаксационные упражнения - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Сказкотерапия - передача ребенку необходимых моральных норм и правил, способ социализации и передачи опыта.
Самомассаж лица, рук - самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками
2.2. Календарно – тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя. Пока занавес закрыт | 2 неделя. Звуки вокруг нас. | 3 неделя Раз, два, три, четыре, пять, вы, хотите поиграть? | 4 неделя Осенняя ярмарка |
1.Дыхательное упражнение «Ветерок». 2. Что такое органы артикуляции. Мультимедийная презентация «Органы артикуляции». 3.Релаксационные упражнения «На поляне». 4. Игровая программа «Пока занавес закрыт» | 1.Дыхательное упражнение «Петух». 2. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас». 3. Д. и. «Минутка тишины», «Угадай, что звучит» 2.Релаксационные упражнения «Улыбка» 3.Массаж БАТ «Труба». 4.Ритмодекламация №1. 5. Игровое упражнение «Попробуем измениться». | 1.Дыхательное упражнение: «Привет солнцу». 2. Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами. 3.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки». 4.Оздоровительный массаж спины. 5. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять, вы, хотите поиграть?» | 1.Дыхательное упражнение «Прожорливые фрукты» (пособие). 2.Речевые звуки. Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек». 2.Д.И. «Длинные и короткие слова» (картотека). 3.Ритмодекламация №1. 4. Пальчиковый тренинг «Апельсин» (картотека). 5. Игровое занятие «Осенняя ярмарка» |
ОКТЯБРЬ | |||
1 неделя. Сказку, ты дружок послушай и сыграй | 2 неделя. Сказка Зайчик и ёжик | 3 неделя Весёлые стихи читаем, слово-рифму подбираем | 4 неделя |
1.Дыхательное упражнение «Часики» 2.Релаксационные упражнения: «Волшебный сон». 3 Дидактическая игра «Внимательные ушки» 4. Массаж лица «Дождик». 5. Игровое упражнение «Сказку, ты дружок послушай и сыграй» | 1.Дыхательное упражнение «Послушный ветерок». 2. Развитие слухового и двигательного внимания «Послушаем звуки вокруг нас» 3.Гимнастика для глаз. 4.Массаж БАТ «Труба». 5. Игровое упражнение «Сказка Зайчик и ёжик». | 1. Дыхательное упражнение «Подуй на листочек» 2.Релаксационные упражнения: “Любопытная Варвара”. 3.Самомассаж рук массажными ежиками 4.Игровое упражнение «Весёлые стихи читаем, слово-рифму подбираем» | 1.Дыхательное упражнение «Тучка и солнышко». 2.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» 3.Логоритмические упражнения «Солнце и дождик» 4. Массаж лица «Дождик». 5. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» 6. Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова) |
НОЯБРЬ | |||
1 неделя. Одну простую сказку хотим мы показать | 2 неделя. Постучимся в теремок | 3 неделя Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. | 4 неделя Многим домик послужил, кто только в домике не жил |
1.Дыхательное упражнение: «Часики». 2.Релаксационные упражнения: «Воздушный шарик». 3.Самомассаж пальцев рук. 4. Гимнастика для глаз «Капля первая упала» 5.Одну простую сказку хотим мы показать. | 1.Дыхательное упражнение: «Ветерок». 2.Релаксационные упражнения: «Звери и птицы спят» 3.Ритмодекламация №1. 4. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» 5.Игровое упражнение «Постучимся в теремок». | 1.Дыхательное упражнение: «Дует холодный ветерок». 2.Релаксационные упражнения: «Медведь уснул в берлоге» 3.Гимнастика для глаз«Сова» 4.Массаж БАТ «Наступили холода». 5.Разучивание скороговорки «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно». | 1.Дыхательное упражнение: «Трубач». 2.Мультимедийная презентация «Кто чей детеныш?», «Кто в каком доме живет?» 3.Ритмодекламация №1. 4.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» 5.Игровое упражнение «Многим домик послужил, кто только в домике не жил». |
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | 2 неделя. Весёлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем | 3 неделя. Дружно играем, этюды разыграем | 4 неделя. Ёлочка, елочка, зеленая иголочка |
1.Дыхательное упражнение: «Снежинки». 2.Релаксационные упражнения: «Сосулька», 3. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» 4.Ритмодекламация№2 5.Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять». | 1.Дыхательное упражнение: «Снежинки». 2.Релаксационные упражнения: «Снежинки». 3.Упражнениея для коррекции зрения «Снежная баба» 4. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5, мы во двор идем гулять» 5. Игровое упражнение «Весёлые стихи сочиняем и слово – рифмы добавляем». | 1.Дыхательное упражнения: «Веселый снеговик». 2.Релаксационные упражнения: «Тряпичная кукла и солдат». 3.Гимнастика для глаз «Веселая неделька» 3.Массаж БАТ «Снеговик». 4.Разыгрывание этюдов. | 1.Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку с ладошки» 2.Релаксационные упражнения «Замедленное движение» 3.Гимнастика для глаз «Ёлочка». 4. Разыгрывание этюдов. |
ЯНВАРЬ | |||
1 неделя. Угадай, что я делаю | 2 неделя. Любитель – рыболов | 3 неделя. Учимся четко говорить | 4 неделя. Одно и тоже по – разному |
1.Дыхательное упражнение: «Согреем ладошки» 2.Релаксационные упражнения: «Тишина» 3.Ритмодекламация №2 4. Пальчиковая гимнастика «Снежки» 5. Театральная игра «Угадай, что я делаю?» | 1.Дыхательное упражнение: «Чья рыбка быстрее». 2.Релаксационные упражнения: «Тихое озеро». 3.Пальчиковая гимнастика «Рыбка» 4.Ритмодекламация №3 «Речка» 5. Театральная игра «Любитель – рыболов». | 1.Артикуляционная гимнастика «Жили-были» 2.Дыхательное упражнение: «Часики». 2.Релаксационные упражнения: «Облака». 3.Оздоровительный массаж шеи. 4.Логоритмические упражнения. 5. Театральная игра «Учимся четко говорить» | 1.Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку». 2. Артикуляционная гимнастика «Домик открывается» 3.Релаксационные упражнения «Снегопад» 4.Ритмодекламация №2. 5. Театральная игра «Одно и тоже по – разному». |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя. Учимся четко говорить | 2 неделя. Наши эмоции | 3 неделя. Посмотри и угадай | 4 неделя. Кругосветное путешествие |
1.Дыхательное упражнение: «Сытая лошадь». 2. Артикуляционная гимнастик «Жили у бабуси». 3.Развитие фонематического слуха «Кто как кричит» 4 Пальчиковая гимнастика «Как у наших у ворот» 5. Игровое упражнение «Учимся четко говорить» | 1.Дыхательное упражнение: «Снежинки». 2.Релаксационные упражнения: «Тишина». 3.Гимнастика для глаз «Ёлочка». 4.Массаж БАТ «Снеговик». 5.Д/упражнение «Наши эмоции». | 1.Дыхательное упражнение: «Шарик». 2.Развитие фонематического слуха «Будь внимателен! Произноси старательно». 3.Массаж ушей «На границе». 4. Распознаём по мимике и интонации «Посмотри и угадай» | 1.Дыхательное упражнение: «Самолет». 3.Пальчиковая гимнастика «Мы танкисты» 4. Массаж ушей «На границе». 5.Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» 6. Театральная игра «Кругосветное путешествие» |
МАРТ | |||
1 неделя. Кто, кто в теремочке живет | 2 неделя. Жили-были не тужили | 3 неделя. Теремок | 4 неделя |
1.Дыхательное упражнение: «Аромат роз». 2.Релаксационные упражнения: «Кулачки», «Отдых на море». 3.Массаж ушных раковин. 4.Ритмодекламация №3. 5.Чтение пьесы «Теремок». | 1.Дыхательное упражнение: «Засыпающий цветок». 2. Артикуляционная гимнастика в стихах 3. Релаксационные движения «Пара» 4. Работа над эпизодами пьесы «Теремок». | 1.Дыхательное упражнение: «Суп кипит». 2.Фонетическое упражнение «Посуда поет» 3.Ритмодекламация «Пироги» 4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша» 5. Репетиция эпизода пьесы «Теремок». | 1.Дыхательное упражнение: «Ветерок». 2.Гимнастика для глаз «Веселая неделька» 3. Релаксационные движения «Вибрация» 4.Культура и техника речи, драматизация сказка «Теремок». |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья. | 2 неделя. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей | 3 неделя. Морское путешествие | 4 неделя. Морское путешествие |
1.Дыхательное упражнение: «Подуй на ленточку». 2.Релаксационные упражнения «На полянке». 3.Самомассаж рук с использованием карандаша 4.Речь с движением «Дружно птицы прилетели» 5. Игровое упражнение «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья». | 1.Дыхательное упражнение: «Парад войск». 2.Релаксационные упражнения: «Тряпичная кукла и солдат» 3.Развитие просодической стороны речи и модуляции голоса «Птичьи голоса» 4. Игровое упражнение «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей». | 1.Дыхательное упражнение: «Рыбка». 2.Релаксационные упражнения: «Водопад». 3.Пальчиковая гимнастика «Рыбка» 4. Гимнастика для глаз «Дождик» 5. Театральная игра «Морское путешествие». | 1.Артикуляционнвя сказка «Жил-был Айболит» 2.Релаксационные упражнения «Холодно–жарко» 3.Пальчиковая гимнастика «Друзья» 4.Массаж лица «Дождик». 5. Игровое упражнение «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям». |
МАЙ | |||
1 неделя. Когда страшно видится то, чего и нет | 2 неделя. Каждому страх большим кажется | 3 неделя. Под грибом | 4 неделя. Сюрпризы от смешариков |
1.Дыхательное упражнение: «Ворона». 2.Релаксационные упражнения: «Шалтай-байтай» 3.Массаж ушных раковин «Ушки, ушки, слышат всё» 4. «Ёжики» для рук со стихами. 5. Игровое упражнение «Когда страшно видится то, чего и нет». | 1.Дыхательное упражнение: «Подуй на флажок». 2.Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки». 3.Ритмодекламация №3. 4. Игровое упражнение «Каждому страх большим кажется». | 1.Дыхательное упражнение: «Послушный ветерок» 2.Артикуляционная гимнастика «Зверушки» 3.Гимнастика для глаз «Теремок» 4.Игра с песком «Найди предметы» 5.Игровое упражнение «Под грибом» | 1.Дыхательное упражнение: «Веселое путешествие»». 2Релаксационные упражнения: «Волшебный сон». 3.Пальчиковая гимнастика «Дождик» 4.Массаж лица «Дождик». 5. Игровое упражнение «Что бывает весной» 6.Ритмодекламация «Прогулка весенний лес» |
- Мониторинг
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей речевого развития.
Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае с целью выявления динамики развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу.
В ходе обследования изучаются следующие компоненты:
- Общая, мелкая и артикуляционная моторика.
- Культура общения.
- Эмоционально-образное развитие.
- Коллективная деятельность.
Диагностическая карта
№ п/ п | Фамилия имя ребёнка | Показатели | |||||||
Моторика | Культура общения | Эмоционально-образное развитие | Коллективная деятельность | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
Критерии оценивания:
Моторика:
3 балла - Все движения выполняет правильно, замен движений и синкенезий не наблюдается, статические и динамические упражнения выполняет в полном объеме.
2 балла – При выполнении упражнений допускает ошибки, статические упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
1 балл – Объем движений не полный, поиск позы, с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор.
Речевое общение:
3 балла - Ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Умеет задавать вопросы в ходе диалога. Умеет интонировать голосом.
2 балла - Ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Речь маловыразительная.
1 балл - Ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Речевая активность недостаточная.
Эмоционально-образное развитие:
3 балла - творчески применяет в инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
2 балла - владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
1 балл - различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.
Коллективная творческая деятельность:
3 балла - проявляет инициативу, согласованность действий с детьми, творческую активность в играх-драматизациях.
2 балла - проявляет инициативу, согласованность действий с детьми в коллективной деятельности.
1 балл - не проявляет инициативы, пассивен.
- Организационный компонент.
Программа реализуется через организацию работы кружка «Страна речевых чудес» для детей 5-7 лет.
Развивающий кружок проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятий 30 минут.
- Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет-помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием
Базовое оборудование
- Письменный стол, стул педагога.
- Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
- Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
- Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
- Технические средства обучения (магнитофон, компьютер)
- Школьная доска, мел, магниты
- Часы настенные
- Журнальный стол с креслами
- Ковер
Наглядные пособия
- Дидактическое пособие «Весёлый паровоз»
- Дидактическое пособие «Облака – подсказки»
- Дидактическое пособие «Ёлочки»
- Дидактический материал для обследования речи ребенка.
- Настольные игры лексико-грамматического содержания.
- Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
- Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
- Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
- Пособие «Лесная азбука».
- Схема составления предложения.
- Сюжетные картинки для развития связной речи.
- Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).
- Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок.
- Картотеки пальчиковых игр.
- Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики.
- Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
- Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).
- Игрушки для выработки сильной воздушной струи («Поезд», «Свистульки» 3 видов, «вертушки»).
- Фигурки животных.
- Настольный театр.
- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками.
- Большие мягкие игрушки и театральные куклы.
- Жетоны, печати для поощрения детей.
- Методическое обеспечение программы
- Веракса Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
- Дурова Н.В. Фонематика – М: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2010.
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи - М: 2010.
- Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М: Мозаика-Синтез, 2008.
- Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику – М: Эксмо, 2010.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....
Методическая разработка «Коррекция речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья — опыт профессиональной работы»
Формирование речи ребенка с ОВЗ в семье...
Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, поэтому мы стараемся создать для них комфортные условия пребывания, соблюдая при этом все установле...
Развитие речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Практические рекомендации по активизации речевой активности у детей с ОВЗ...
Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё.Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.Близким людям нужно объединиться ...
«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...
МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья является актуальной, т.к. на данный момент времени в педагогическую практику активно внедряются различные инновационные технологии. Цель данной статьи- привлечь внимание педагогов к метрон...
- Мне нравится (1)