"Охота и рыбалка"
учебно-методический материал по логопедии

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции акустико-гностической афазии (легкая степень тяжести)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_afazii_.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции акустико-гностической афазии (легкая степень тяжести)

Информация о пациенте:

Пациент А. (55 лет) перенес инсульт, в результате чего он не мог самостоятельно разговаривать, не понимал, что говорят другие, но при этом руки и ноги работали хорошо. Пациент беспокоился, тревожился и испытывал серьезный стресс. При МРТ головного мозга выявлено поражение зоны задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике).

Пациент проживает в городской квартире с женой и сыном. В настоящее время вышел на пенсию, увлекается охотой и рыбалкой.

Синдром проявлялся в следующих аспектах:

- Нарушение восприятия, фонематического слуха;

- Отчуждение смысла слов - перестаёт стоять образ за данным словом;

- Нарушение чтения и письма;

- Нарушение эмоционально-волевой сферы;

- Логория - речевое возбуждение, многословие, ускорение темпа и безудержность речевой продукции.

Центральный механизм: нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи.

Центральный дефект: нарушение фонематического слуха.

Клиническая картина: нарушение понимания слов «отчуждение смысла слова», обращенной речи.

Форма афазии: акустико – гностическая сенсорная афазия.

Степень выраженности заболевания: легкая степень тяжести.

Тема: Охота и рыбалка.

Цель: восстановление фонематического слуха и импрессивной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Стимулировать понимание смысла слова сложной звуковой структуры.

Восстанавливать понимание развернутой речи.

Восстанавливать умение строить тексты.

Восстанавливать самостоятельную письменную речь.

Обогащать словарный запас.

2. Коррекционно-развивающие:

Активизировать речевую деятельность.

Стимулировать произвольное внимание.

Восстанавливать словесно-логическое мышление.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Восстанавливать слуховой контроль за собственной речью.

- Восстанавливать уверенность в собственных силах и положительном результате логопедической работы, способствовать повышению самооценки.

Оборудование: демонстрационный материал на тему «Охота и рыбалка», схемы предложений, набор карточек для составления предложений, серия картинок по заданной теме.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Вы помните, как меня зовут? Меня зовут Инна Викторовна.  Вы – Александр Александрович. Александр Александрович Попов, верно? Нам предстоит длительное общение. Впрочем, это будет зависеть от наших с Вами усилий, регулярности занятий, и Вашей работы дома. Если что-то во время занятий будет Вам не совсем понятно – останавливайте меня, задавайте вопросы. Если необходимо мы будем повторять упражнения. Не стесняйтесь уточнять задания и при выполнении размышлять вслух. Так мы быстрее с ними получим хороших результатов.

Основная часть:

Дидактическое упражнение «Раз словечко, два словечко»

- Александр Александрович, я буду вам задавать вопросы, а вы попробуйте на них ответить.

1. Назовите предметы: Чем зажигают огонь? Из чего стреляют? Чем ловят рыбу?

2. Назовите профессии: Кто ходит на охоту? Кто ловит рыбу? Кто смотрит за лесом?  

3. Подберите обобщённое слово: Волк, медведь, заяц, белка – это. Капкан, ружье, добыча, дичь – это. Удочка, грузило, лодка, крючок- это.                                            

4. По описанию назовите предметы: Заход солнца за линию горизонта. Устройство для ловли рыбы. Место, где растут деревья и живут животные.

5. Подберите к словам синонимы: Рыба, охота, лес.

6. Ответьте на вопросы. Дайте полный развёрнутый ответ.

- Для чего нам нужны реки, моря, озёра?

- Для чего нам нужны крючок, леска, поплавок?

- Для чего нам нужны патроны, камуфляж, собака?

7. Подберите антонимы (1-3 слова): Удача, сила, защита.

8. Подберите антонимы к глаголам: Бежать, бросать, расстроиться.

9. Подберите глаголы (2-3 слова): Птицы (что делают?). Деревья (что делают?). Растения (что делают?).

10. Определите лишнее слово: Щука, окунь, заяц, карась. Бор, лес, роща, улица. Река, озеро, гора, море.

11. Вставьте глаголы:

 Цыплят по осени...

 Тише..., дальше...

 Волков бояться, в лес не...

12. Вставьте слова по смыслу:

... внезапно прекратился, и выглянуло...

Грело ... весеннее, мылась дождиком...

Мы ... трелями соловья.

Дидактическое упражнение «Прочитай и ответь»

Инструкция: Александр Александрович, прочитайте предложение и коротко ответьте на вопросы.

Текст:

После удачной охоты за утками охотник и его собака возвращались к месту ночлега.

Вопросы:

1. После чего возвращались охотник и собака?

2. За кем охотились охотник и собака?

3. Кто возвращался с охоты?

4. Куда возвращались охотник и собака?

5. Какая была охота?

Инструкция: Александр Александрович, прочитайте предложение и коротко ответьте на вопросы.

Текст:

Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу.

Вопросы:

1. Кого я встретил на берегу озера?

2. Какого барсука я встретил?

3. Когда я встретил барсука?

4. Где я встретил барсука?

5. Какой был барсук?

6. Что было на носу у барсука?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Инструкция: Прочитайте текст и ответьте на вопросы в соответствии со схемой предложения.

Текст: «Две козы»

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны, стояла высокая гора. С другой стороны, была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

Вопросы:

1. Сколько коз встретилось на узкой тропинке?

2. Что было с одной стороны тропинки?

3. Что было с другой стороны тропинки?

4. Что сделала первая коза?

5. Что сделала вторая коза?

6. Как разошлись козы?

Дидактическое упражнение «Деформированное предложение»

Инструкция: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

Текст:  

- Мы вышли на поляну, потому что она заросла ковылём и высокой травой.

- Папе нужно купить ружье, чтобы поймать щуку.

- Мы пойдем на рыбалку, поэтому прекратится дождь.

- Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.

- Если мы поедем в лес, то не будет дождя.

- Чтобы купить удочку, нужно поймать рыбу.

- Я забыл дома патроны, потому что не смог подстрелить дичь.

Дидактическое упражнение «Придумай предложение»

Инструкция: С данными опорными словами составьте предложения из 4-8 слов.

Слова:  

Патроны, зарядить, ружье (предложение из 4 слов).

Рыба, подкормка, ловить (предложение из 4 слов).

Лес, весна, дикие животные (предложение из 5 слов).

Озеро, плавать, рыба (предложение из 5 слов).

Погода, дождь, удача, охота (предложение из 6 слов).

Рыбак, ловить, карась, щука, удочка (предложение из 7 слов).

Осенью, медведь, лось, ест (предложение из 8 слов).

Дидактическое упражнение «Найди ошибку»

Инструкция: Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно.

Текст:  

С дерева выпадают жёлтые листья.

Орёл залетел над лесом.

Птицы залетели на юг.

Солнце освещается землёй.

Невод тянет рыбаков.

Скалы разбиваются о волны.

Чем дальше мы придём, тем глухим и непроходимым становится лес.

Если станет свободное время, я поеду на охоту.

День холодный, хотя засветит солнце.

Мы приедем на рыбалку, если будет ясная погода.

Дидактическое упражнение «Допиши предложение»

Инструкция: Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей.

Текст:  

1. В самых недоступных местах …

-  ...звенят их шумные голоса

- ...водят весёлые хороводы

- ...устраивают гнёзда осторожные журавли

2. В каждой капле росы сверкает солнце  ...

которое мне прислали по почте

которое поднималось над лесом

которое он купил на прошлой неделе

3. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся...

...лисица, не подкрадётся осторожная рысь

 ...машут крыльями

 ...в неприступном болоте.

3. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Сегодня Вы проделали большую работу. Ваши успехи позволят Вам и дальше быстрыми темпами восстанавливать свою речь.

Давайте проанализируем занятие. Прошу Вас ответить на вопросы:

Что для Вас было труднее всего?

Что, по Вашему мнению, лучше всего у Вас получилось?

Какие задания Вас заинтересовали?

Какие задания хотелось бы повторить?

Домашнее задание: 

1. Составить и записать предложения по схемам.

2. Составить и записать рассказ из 4 предложений по серии картинок. Чтобы в первом предложении было 3 слова, во втором – 4 слова, в третьем предложении – 5 слов, в четвертом предложении – 6 слов.

Список литературы:

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. - 293 с.

2. Клепацкая Л.Б. Восстановление речи. Тексты и упражнения (средняя и легкая форма афазии). М: Изд. В. Секачев, 2015.

3. Клепацкая Л.Б. Понимание и формирование речи. Грубая форма афазии. М: Изд. В. Секачев, 2015.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», 2000.  - 96 с.

6. Шохор-Троцкая М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. — 182 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация П. И. Чайковский "Охота" сентябрь

Презентация из цикла П. И. Чайковского "Времена года"...

Авторская подвижная игра "Охота на песца"

Подвижная игра для детей дошкольного возраста....

Занятие по аппликации в старшей-подготовительной группе, Тема недели: Животные жарких стран Тема занятия: «Охота львов на жирафов»

Программное содержание:ПознаниеЗакреплять и углублять знания детей о животных жарких стран: какие виды животных там обитают, как приспосабливаются к жизни в данных условиях. Воспитывать интерес ...

Игра - приключение "Охота за сокровищами"

Конспект игры - приключения "Охота за сокровищами" - путешествие по морю, джунглям, тоннелям за заветными сокровищами, помогающая развиватьу детей фантазию, находчивость, умение помочь в трудную минут...

Консультация для родителей "С охотой ли идет Ваш ребенок в школу""

Помощь родителям для  преодоления трудностей у первоклашек...