Логоритмика, как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ
проект по логопедии (старшая группа)
В настоящее время логопедическая ритмика является эффективным методом воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_logoritmike_koroleva_1.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки в области инклюзивного образования:
«Логоритмика, как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ»
Автор:
Елена Николаевна Королева,
учитель-логопед
2022г
Пояснительная записка.
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Наблюдая за детьми с ОВЗ, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Перед специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
В настоящее время логопедическая ритмика является эффективным методом воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
С одной стороны, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Музыка на логоритмических занятиях не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Актуальность проекта определяется тем, что регулярные логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Именно логоритмика, является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики речевых нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
С помощью логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей, а также воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков.
Новизна и уникальность проекта заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Цель проекта: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.
Задачи проекта:
Коррекционные:
- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики, голоса, дыхания;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- развитие пространственного праксиса, гнозиса;
- вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
Образовательные:
-формирование двигательных способностей у детей, как основы воспитания речи, устранения речевых нарушений;
- закреплять пространственные представления;
- обучать детей игре на музыкальных инструментах.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- укреплять костно – мышечный аппарат;
- развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать музыкальный вкус, приобщать к миру музыки и пластики;
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм, дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства;
- воспитывать способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста с ОВЗ, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Объект исследования является процесс речевого и психомоторного развития детей с ОВЗ
Предмет исследования является логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.
Принципы и отличительные особенности проекта.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Общедидактические принципы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип систематичности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3.Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия по логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом.
4. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике
- Наглядно - зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения, подражание образам, использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
- Тактильно-мышечные приемы выражаются в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, а также включение в двигательную деятельность различных пособий: кубиков, массажных мячей и т.д.
- Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.
- Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.
- Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Содержание коррекционной работы по логоритмике учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.
Структура логоритмического занятия
1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия предусматривает: использования вводных упражнений, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса. В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой.
2. Основная часть составляет 70-80% времени всего логоритмического занятия: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. По времени она непродолжительна (около10-15%): упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
В ходе логоритмических занятий реализуются следующие средства:
1. Музыкально-двигательные средства
2. Двигательно-речевые средства.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Активизация укрепления мышц, артикуляционного аппарата.
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха;
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания и интонационной
выразительности;
- Развитие голоса, речевого выдоха, а также артикуляционной и мимической моторики;
- Улучшение речевой памяти;
- Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений;
- Развитие музыкального слуха.
- Развитие пластичности движений, мягкости, выразительности;
- Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный.
- Подбор и изучение литературы по развитию речи дошкольников.
- Обзор методических пособий по данной теме.
- Определение уровня психомоторного и речевого развития воспитанников.
- Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Преобразование предметно - развивающей среды группы, оснащение универсальными пособиями и оборудованием.
- Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей с ОВЗ: составление содержания учебно-тематический плана, подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр и т.д.
- Определение форм работы с детьми по развитию речи детей дошкольного возраста.
2 этап – аналитический (основной)
- Практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе.
- проведение логоритмических НОД;
- проведение логоритмических развлечений, праздников.
3 этап – заключительный
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- Оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.
Методические материалы и средства обучения и воспитания.
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»; М.,Творческий Центр «СФЕРА», 2007
- В.А. Судакова «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников»; СПб., «Детство-Пресс»; 2017
- А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006
- Е.А. Медведева«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика»; М., «Академия», 2002
- Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» М., 2002
- Т.Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009;
- Н.В. Нищевой «Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском садике», С-П, Детство-Пресс, 2014
- Е.В. Кузнецова Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
- О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н.Беляева «Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет» –СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
Результативность
В период проведения проекта на тему «Логоритмика, как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ» были изучены и проанализированы литература, программы и методические рекомендации по проведению логоритмической ритмики и влияние ее на развитие речи и психомоторику детей с ОВЗ.
На первом этапе реализации проекта была проведена первоначальная диагностика индивидуального развития детей учителем-логопедом в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем.
Диагностика проводилась с целью исследования речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. В результате были выявлены нарушения звукопроизношения, дыхания, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики.
Исходя из результатов обследования составлены:
1. График работы.
2. Календарно-тематический план.
3. Разработан и подобран материал по артикуляционной гимнастике в игровой форме, игры-упражнения для развития моторики кистей и пальцев рук, развивающие упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а также с наглядными опорами и без них.
Наполняемость группы была 15 человек. Занятия проходили два раза в неделю, длительностью 30 минут. При планировании учитывался уровень моторных и речевых навыков, которыми обладали дети на данный момент, а также учитывался возраст детей. Занятия по логоритмики составлялись с опорой на лексические темы и проводились в игровой форме, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Обязательно в каждом занятии был свой сюжет. Например, дети путешествовали в осенний лес (тема «Осень»), на игрушечную фабрику (тема «Игрушки»), также путешествовали вместе со снежинкой по зимнему лесу (тема «Зимующие птицы»), помогали героям сказок Федоре вернуть посуду (тема «Посуда»), мухе-Цокотухе спастись от паука, снеговику отправить деду Морозу письмо. Все это способствовало формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживало положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям и играм.
Речевой материал заранее не разучивался, и все упражнения выполнялись по подражанию. Все виды логоритмических игр и упражнений дети выполняли в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
На каждом занятии использовались динамические упражнения, включающие в себя различные виды ходьбы, бега, маршировки со словесным и музыкальным сопровождением. У детей с ОВЗ отмечается отставание в координации движений во время ходьбы, наблюдается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений. Для того чтобы включить эти движения в ход занятия использовала различные занимательные сюжеты: «Прогулка в осеннем лесу», «Игрушки», «Про медведя» и т.д. Они давали детям возможность превратиться в разных персонажей и быть похожими на них, продемонстрировав данные физические упражнения.
Был разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, который проводился в нетрадиционной форме, с использованием биоэнергопластики, под музыку.
У многих детей с нарушением речи дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательные упражнения на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, выполнялись в игровой форме и в сочетании с движением рук, ног, туловища, головы и одновременно включением речевого материала, который произносился на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносились изолированно, потом со стечение этих звуков, характеризующие звукоподражание зверей, птиц, людей и неживых предметов. Эта дыхательная гимнастика способствовала насыщению организма ребенка кислородом и укреплению иммунной и нервной системы. Например, «Аромат», «Поет ежик», «Подуй на снежинку», «Хлоп», «Шарик» и т.д.
Для укрепления голосового аппарата использовала фонопедические упражнения по методу В.Емельянова. («Филин», «Осень», «Вьюга» и т.д.)
Для развития продолжительности выдоха и мелодико-интонационной стороны речи – на занятиях дети пели эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых были короткими.
Для развития тонкой моторики использовала разнообразные пальчиковые игры и упражнения с платочками, каштанами, шишками, самомассажи.
На занятиях применяла упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Эти упражнения учат управлять своими движениями, чувствовать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. («Робот – тряпичный кукла», «Деревце», «Ссора посуды»)
Во время автоматизации и дифференциации звуков использовала скороговорки и чистоговорки с движениями. Дети произносили чистоговорку, проговаривая четко, отрабатываемый звук и выполняли движения.
Все упражнения на развитие общей моторики дети выполняли под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом.
Для доказательства эффективности использования логоритмических занятий была проведена в конце учебного года итоговая диагностика. Результаты показали, что у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, сформировалось углубленное восприятие музыки, усовершенствовались музыкальные способности, в том числе чувство ритма, улучшился речевой слух, речевая память, увеличить словарный запас, усовершенствовались движения органов артикуляции, улучшилась мелкая моторика пальцев рук.
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей с ОВЗ настолько велико, что необходимо вводить его в практику не только как средство коррекции, но и прежде всего, как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников. Систематическое использование логоритмических игр и упражнений приводит к тому, что дает проявить свою индивидуальность ребенку с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"
Развитие речевого дыхания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330889","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Упражнения с масажными мячами.[...
Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».
Во время практической деятельности большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов детей. Это выражалось в выполнении лог...
Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"
Проект«Логоритмика как средство речевого развития дошкольников» Авторы проекта: Учитель-логопед – Адеева Е.А....
Мастер-класс на тему «Логоритмика как средство речевого развития детей с ТНР»
Цель логоритмики, задачи логоритмики, требования к занятиям, роль музыкального руководителя, структура логоритмического занятия....
логоритмика как средство речевого развития
логоритмика как средство речевого развития...
Проект «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям...
«Логоритмика - как средство речевого развития дошкольников»
laquo;Логоритмика - как средство речевого развития дошкольников»...