Методический час "Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей."
методическая разработка

Современные технологии вызывают у ребенка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. В разработке предложен теоретический материал об использовании современных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen.tehnologii.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально - реабилитационный центр

для несовершеннолетних"

Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей.

                                                             Материал подготовила:

                                                             воспитатель отделения диагностики

                                                             и социальной реабилитации                                        

                                                             Коропова Ольга Алексеевна

Познавательный интерес – основа развития личности.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Процесс познания у  детей не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность в различных видах их деятельности.

Современные технологии вызывают у ребёнка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. Рассмотрим некоторые современные технологии повышения познавательного активности.

В развитии познавательной активности значительную роль играет использование игровой технологии. У детей лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Игры, возбуждая интерес к изучаемым материалам, облегчают процесс восприятия знаний. Игра по своей сути — сложный, многогранный метод, который выполняет следующие функции: обучающую — ребёнок с помощью игры получает новые знания и умения; развивающую — с помощью игры ребёнок усовершенствует познавательные процессы, развивает любознательность; воспитывающую — у личности ребёнка развивается нравственные качества; мотивационную — побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества.

С целью развития познавательного активности на занятиях уместно использование игр, требующих логического мышления. Таких как мозговой штурм, аквариум. («Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Дети могут выступать в роли экспертов и аналитиков)

Для увеличения развития познавательной активности хороший результат приносит использование ребусов и кроссвордов.

Клаус Фопель: «Предлагая детям игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной  жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и т. п.

После окончания игры  помогайте детям выразить и обсудить свои впечатления. Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам детей, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.» (из книги «Как научить детей сотрудничать»)

Еще одной современной технологией повышения познавательной активности у детей являются информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию усвоения нового, активизирует познавательную деятельность несовершеннолетних. Средства информационно — коммуникационных технологий становятся условием быстрого и расширенного усвоения ребенком знаний, более полного восприятия материалов, что становится результатом работы развития познавательной активности. С помощью аудиовизуальных средств (компьютер, телевизор, DVD-CD и т. п.) применяются несколько современных методов и способов обучения (презентации, просмотр видео роликов, мультфильмов к занятиям, музыкальное сопровождение к играм, релакс.). Использование ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства наших воспитанников.  Данное направление облегчает процесс запоминания материала, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным. Повышение эффективности процесса восприятия происходит за счёт одновременного изложения материала воспитателем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование информационных технологий позволяет делать занятия  интересными, повышает интерес к изучаемому материалу.

Видеоматериалы, используемые на занятиях кружка «Хочу все знать» (видеоролики из материалов фильма ВВС, «Ребятам о зверятах») помогают нам отправиться в любую точку Земли. Использование ИКТ позволяет представить материал образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, предоставляется возможность показать видеофрагменты, иллюстрации, фотографии, и это вызывает у детей чувство восхищения и интереса к природе, которая их окружает. А у воспитателя есть возможность сократить время на поиски материала.

А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Рептилии» ребята узнали  о черепахах,  о ящерицах,  о змеях и о крокодилах. Такие занятия проходят  легко, свободно и быстро. На них нет скучающих детей, а есть активные, заинтересованные, равноправные участники.

Проектная технология как одна из современных технологий ориентирована на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.  Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет.

     Выделяются следующие разновидности проектов:

По методу:

·       Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

·        Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания   становится ролевая игра);

·       Информационные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

По продолжительности выполнения проекта:

·        мини – проекты (несколько недель);

·        средней продолжительности (несколько месяцев);

·        долгосрочные (в течение года)

По количеству участников проекта:

·        коллективные

·        индивидуальные

·        групповые.

Проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

          Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на мероприятиях, создание газет, написание рефератов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности, кроме того, приобщают детей к новым информационных технологиям. Виды презентации проектов:   демонстрация видеоролика, экскурсия,  инсценировка,  театрализация,     игры с залом,  спортивная игра,    путешествие,    реклама.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка.  Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.

Использование современных технологий в реабилитационном процессе будет приносить только положительные результаты, если они будут соответствовать поставленным целям и задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...

Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Использование современных технологий в развитии  познавательной активности дошкольника...

«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка тре...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»...

Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"

Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....

Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона  речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для  учителя- логопеда п...