Методический час "Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей."
методическая разработка
Современные технологии вызывают у ребенка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. В разработке предложен теоретический материал об использовании современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremen.tehnologii.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально - реабилитационный центр
для несовершеннолетних"
Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей.
Материал подготовила:
воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации
Коропова Ольга Алексеевна
Познавательный интерес – основа развития личности.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Процесс познания у детей не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность в различных видах их деятельности.
Современные технологии вызывают у ребёнка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. Рассмотрим некоторые современные технологии повышения познавательного активности.
В развитии познавательной активности значительную роль играет использование игровой технологии. У детей лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Игры, возбуждая интерес к изучаемым материалам, облегчают процесс восприятия знаний. Игра по своей сути — сложный, многогранный метод, который выполняет следующие функции: обучающую — ребёнок с помощью игры получает новые знания и умения; развивающую — с помощью игры ребёнок усовершенствует познавательные процессы, развивает любознательность; воспитывающую — у личности ребёнка развивается нравственные качества; мотивационную — побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества.
С целью развития познавательного активности на занятиях уместно использование игр, требующих логического мышления. Таких как мозговой штурм, аквариум. («Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Дети могут выступать в роли экспертов и аналитиков)
Для увеличения развития познавательной активности хороший результат приносит использование ребусов и кроссвордов.
Клаус Фопель: «Предлагая детям игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.
Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и т. п.
После окончания игры помогайте детям выразить и обсудить свои впечатления. Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам детей, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.» (из книги «Как научить детей сотрудничать»)
Еще одной современной технологией повышения познавательной активности у детей являются информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию усвоения нового, активизирует познавательную деятельность несовершеннолетних. Средства информационно — коммуникационных технологий становятся условием быстрого и расширенного усвоения ребенком знаний, более полного восприятия материалов, что становится результатом работы развития познавательной активности. С помощью аудиовизуальных средств (компьютер, телевизор, DVD-CD и т. п.) применяются несколько современных методов и способов обучения (презентации, просмотр видео роликов, мультфильмов к занятиям, музыкальное сопровождение к играм, релакс.). Использование ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства наших воспитанников. Данное направление облегчает процесс запоминания материала, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным. Повышение эффективности процесса восприятия происходит за счёт одновременного изложения материала воспитателем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование информационных технологий позволяет делать занятия интересными, повышает интерес к изучаемому материалу.
Видеоматериалы, используемые на занятиях кружка «Хочу все знать» (видеоролики из материалов фильма ВВС, «Ребятам о зверятах») помогают нам отправиться в любую точку Земли. Использование ИКТ позволяет представить материал образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, предоставляется возможность показать видеофрагменты, иллюстрации, фотографии, и это вызывает у детей чувство восхищения и интереса к природе, которая их окружает. А у воспитателя есть возможность сократить время на поиски материала.
А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Рептилии» ребята узнали о черепахах, о ящерицах, о змеях и о крокодилах. Такие занятия проходят легко, свободно и быстро. На них нет скучающих детей, а есть активные, заинтересованные, равноправные участники.
Проектная технология как одна из современных технологий ориентирована на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет.
Выделяются следующие разновидности проектов:
По методу:
· Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
· Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
· Информационные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
По продолжительности выполнения проекта:
· мини – проекты (несколько недель);
· средней продолжительности (несколько месяцев);
· долгосрочные (в течение года)
По количеству участников проекта:
· коллективные
· индивидуальные
· групповые.
Проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на мероприятиях, создание газет, написание рефератов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности, кроме того, приобщают детей к новым информационных технологиям. Виды презентации проектов: демонстрация видеоролика, экскурсия, инсценировка, театрализация, игры с залом, спортивная игра, путешествие, реклама.
Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.
Использование современных технологий в реабилитационном процессе будет приносить только положительные результаты, если они будут соответствовать поставленным целям и задачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...
Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...
«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка тре...
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»...
Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"
Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...