Центр коррекции для организации деятельности воспитателя и специалиста с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

Центр коррекции для организации деятельности воспитателя и специалиста с детьми ОВЗ

Подготовила: учитель-логопед

Т.В.  Митрофанова

Исилькуль 2024

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического центра заключается в:

 - Обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

- Включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);

- Стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними). 

Цели и задачи создания центра:

- В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

- АООП, по которой работает ДОУ

 - Физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте.

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе). Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно. Критерии оснащения коррекционного уголка при подборе дидактического материала:

- Наполняемость уголка;          

 - Разнообразие материала;        

 - Соответствие возрасту;          

 - Доступность;

- Системность;

- Эстетика оформления;

Содержание должно определяться в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

 Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. В зависимости от лексической темы, игровой и дидактический материал заменяется в коррекционном уголке еженедельно. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Оформление уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:

 - Артикуляционные тренировки;

- Пальчиковые игры;

- Упражнения для выработки правильного дыхания;

- Сюжетно-ролевые игры;

 - Художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений. Предметные картинки-опоры, картинки, фото артикуляционных укладов; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Комплект зеркал (с ручкой или на подставке для каждого ребёнка).

2. Картотека дыхательных упражнений. Игрушки, тренажёры для развития дыхания («Сдуй листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»); лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

3. Картотека пальчиковых игр. Массажные коврики, мячики, Су-джок (по количеству детей) и картотека упражнений с ними, прищепки, трафареты; пальчиковые игры по лексическим темам; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); упражнения на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и другое.

4. Картотека для формирования произносительной стороны речи. Звуковые дорожки, картотека предметных картинок, игры на автоматизацию звуков («Логопедическое лото», «Логопедическое домино» и другое.), картотека альбомов, книг по автоматизации и дифференциации звуков.                                                                

5. Картотека дидактических игр для обогащения словаря. Предметные картинки по лексическим темам, «Четвёртый лишний», «Слова-антонимы», «Кому, что нужно» (профессии) и другое.

6. Картотека дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи. Обучение различным способам словообразования, словоизменения, формирование грамматически правильной речи, символы предлогов, (игры «Чей хвост?», «Назови ласково», «Один-много», «Соотнеси картинку с предлогом») и другое.

7. Картотека дидактических игр для развития связной речи. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; разные виды театра; библиотека детских книг, мнемотаблицы, схемы для составления предложений, игры с предлогами и другое. («Угадай по описанию», «Составить рассказ», «Составить рассказ по опорным картинкам») и другое.

8. Картотека дидактического материала для обучения элементам грамоты. Касса букв демонстрационная, кассы букв индивидуальные, кроссворды, ребусы, абаки, материал для выкладывания звукобуквенной модели слов, магнитная азбука, таблицы с материалом для чтения, книжки-малышки, буквари, карточки-названия различных предметов в групповой комнате. Игры: «Сложи слово», «Подбери слово к схеме», «Составить предложение по схеме», настольные игры с буквами и другие.

9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам логопедической работы (Звукопроизношение, фонематический слух, словарь, лексико-грамматический строй речи, связная речь).

10. Картотека игр для развития фонематического восприятия. Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков; игры с парными карточками; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «орех» «перо»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; модели слова, «Делим слова на слоги»; «Найди, что звучит»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Общий звук»; «Звуковые символы».

11. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (координация речи с движением).  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации деятельности педагогов и специалистов для детей с ОВЗ.

Рекомендации по организации деятельности педагогов и специалистов  для детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет в летний - оздоровительный период, подготовительная группа компенсирующей направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет в летний - оздоровительный период, подготовительная группа компенсирующей направленности разработана на основе основной обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности воспитателя с детьми 3 – 4 лет, 2 младшая группа

Разработана на основе основной образовательной программы  дошкольного образования (ООП ДО)  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного в...

Презентация на тему "Организация деятельности воспитателя общеразвивающей группы с детьми с РАС в условиях реализации инклюзии в ДОО"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, желающим пополнить свои знания о работе с детьми с РАС в режиме регулярной группы....

«Совместная деятельность воспитателя и специалистов в дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности»

Совместная деятельность воспитателя и специалистов в нашем дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности строится по нескольким направлениям:Совместная деяте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности воспитателя с детьми 4-5 лет, средней группы компенсирующей направленности

Разработана на основе: адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДСКВ № 33 г. Ейска МО Ейский район для средней группы компенсирующей направленностина 2021-2022 у...

Выступление на педсовете Организация совместной деятельность воспитателей с родителями и детьми 2-3 лет

Выступление на педсовете Организация совместной деятельность воспитателей с родителями и детьми...