речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Насекомые"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
материал содержит гимнастики, нейроупражнения, фонетико-фонематические игры, словарь и речевые игры по теме "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_material_dlya_pedagogov_gruppy_tnr_po_teme_nasekomye.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»
- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Пчела»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. машут ладошками.
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек на кажд. наз-ние нас-ого, загиб. 1 палец
Два жука и стрекоза, делают кружки из пальцев
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, машут ладошками.
От усталости упали. роняют ладони на стол.
“Насекомые”
Я весёлый майский жук Сжать кулак, указательный палец и мизинец
Знаю все сады вокруг. развести в стороны – «усы», пошевелить ими.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок).
Я уже бегу домой. Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»
Пчела села на цветок, Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им,
Пьёт она душистый сок затем то же самое – пальцем левой руки.
- ФИЗМИНУТКА
«Муравей»
Муравей нашел былинку Он сгибается под ношей,
Много было с ней хлопот. Он ползет уже с трудом.
Как бревно, взвалив на спинку, Но зато какой хороший
Он домой ее несет… Муравьи возводят дом.
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Комарик»
Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.
«Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
- «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
- ФФИГРЫ
«Какое слово заблудилось?»
Цель игры – формирование умения подбирать точные по смыслу слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
«Светофорчик» -научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
6. НЕЙРОИГРЫ
«Ощупывание букв с различной фактурой поверхности»
Буквы складываем в мешочек и просим ребенка на ощупь определить найденную букву и фактуру. При этом он должен ощупывать как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
«Суперхудожник»
Ребенок берет в каждую руку по карандашу и обеими руками одновременно рисует одинаковые фигуры, буквы. Сначала рисует правой рукой, затем левой рукой, а потом двумя руками сразу.
НЕЙРОТРЕНАЖЁРЫ
7. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.
- «Подбери словечко»
Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая …
Муравей – маленький, трудолюбивый, сильный, коричневый (чёрный), тонконогий
Пчела – ….
Комар – …..
Божья коровка –
Майский жук –
Кузнечик –
Стрекоза –
- «Подбери словечко»
Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется, порхает
Муравей – ползает, тащит, собирает,
Пчела – летает, жужжит, кружится, садится, собирает
Комар – летает, пищит, кусает
Божья коровка – летает, садится
Майский жук – …..
Кузнечик – прыгает, стрекочет
Стрекоза – летает, зависает, машет, жужжит.
3. «Что делает? – Что делают?»
Жук летает – жуки летают ; ползает – ползают; пищит — пищат
опыляет – опыляют ; жалит — жалят ; ест – едят ; жужжит — жужжат
вылезает – вылезают; улетает — улетают; кусает – кусают; работает — работают
4. «Четвертый лишний» (назови лишний. предмет, объясни свой выбор)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
5.«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед – пчелиный
У муравья лапка – муравьиная
У шмеля жужжание – жужжащее
У таракана усы – тараканьи
У паука паутина – паучья
6. «Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище; муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк,оса, шмель, пчела, жук, улитка
7. Игра «Сосчитай-ка» Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.
Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар... десять маленьких комаров.
Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п.
- Составь предложение из слов :
Цветок, села, на , бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
9. Игра «Назови ласково»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
муравей — муравьишка
комар — комарик
гусеница — гусеничка
пчела — пчёлка
жук — жучок и т.д.
10. Игра «Почини слово»
развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
ХА-МУ — муха РА-ВЕЙ-МУ — муравей ЛА-ПЧЕ — пчела МАР-КО — комар
ЧОК-ЖУ — жучок ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза
11.Игра «Поймай звук» развивать фонематическое восприятие.
дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.
12. Игра «Весёлые звуки» совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Воспитатель выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети
должны соотнести картинку со схемой.
Картинки: муха, комар, оса.
13.Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
ИСПРАВЬ ОШИБКИ (Письмо Незнайки).
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.
- ЗАГАДКИ.
На большой цветной ковёр Села эскадрилья. То раскроет, то закроет Расписные крылья. Червяком она была, Только ела да спала. Потеряла аппетит, Смотришь - по небу летит. бабочка
| Спал цветок и вдруг проснулся – |
Волосата, зелена, | Хоть имеет много ножек, |
В лесу у пня суетня, беготня: Кто они? Откуда! Чьи? | За травой не виден он, Мужички без топоров На вид, конечно, мелковаты, |
Ой, что за насекомое, | Надевает эта крошка |
Не мотор, а шумит, | Над цветком она жужжит, |
Не птица, а летает, | Кто над нами вверх ногами |
Летит, пищит, | Самого не видно, а песню слышно. Словно гвоздик на магнит, |
Я жужжу весной и летом Не жужжу, когда лежу, | Чёрен, да не ворон, Тёплым днем, весною, в мае |
На ромашку у ворот, опустился вертолёт, Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
| Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо стрекоза |
Он зеленый, попрыгучий, | Прыгает пружинка - |
РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Божьи коровки
Божьи коровки бывают разные:
Оранжевые, желтые, красные,
Как пуговки, в черную крапинку,
На травке, как красные капельки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение №13. Речевой материал в помощь начинающим педагогам
Речевой материал в помощь начинающим педагогам...
Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»
Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок».Цель:способствовать формиров...
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Речевые помогалки для детей старшего дошкольного возраста»
Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Речевые помогалки для детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация для педагогов...
Стихи. Речевой материал для средней группы. По темам недели
Картотека стихотворений сдля средней группы. По темам недели....
речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"
В этом материале педагогам предлвгается для работы с детьми ТНР разного вида гимнастики, фонетико-фонематические игры, нейроигры, словарь и речевые игры по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы&q...
Мастер - класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста. «Духовно-нравственное воспитание детей раннего (младшего) возраста на основе фольклорного речевого материала».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...