Консультация для педагогов "Что такое речевое мышление и как оно формируется?"
консультация по логопедии

Тарасова Оксана Олеговна

Речь и мышление: связаны ли  между собой, зависят ли друг от друга? Этапы развития речи и стадии развития мышления. Каковы особенности мышления при речевых нарушениях у детей. Как развивать речевое мышление у ребенка? Что может ускорить развитие речи у малыша? На эти вопросы внимательный читатель найдет ответы, прочитав данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_rechevoe_myshlenie_i_kak_ono_formiruetsya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Детский сад № 243»

Консультация для педагогов

Что такое речевое мышление и как оно формируется?

составила учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Тарасова Оксана Олеговна

г.Ростов-на –Дону

2024г

Правильная артикуляция и произношение, правильное построение предложений и их интонационное оформление, умение грамотно формулировать свои мысли, выражать свои чувства и эмоции – все это возможно только, если у ребенка своевременно формируются речевые навыки и развиваются мыслительные процессы.

Речь и мышление – не тождественные, но взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, которые успешно развиваются и существуют только в тандеме. Уровень их развития влияет на все психические процессы: внимание, память, восприятие. Очень важно не пускать на самотек этот процесс.

Речевое мышление – это способность формулировать и высказывать мысли так, чтобы их устный или письменный вариант был понятен окружающим.

Речевое мышление можно представить в виде схемы, которую предложил еще советский психолог Лев Выготский:

1. Рождается мысль и одновременно появляется мотив высказать ее.

2. Вырабатывается мнение, что одновременно становится попыткой передать мысль, придать ей форму внутреннего слова.

3. Затем появляется внутренняя речь – это мысли, которые человек стремится выразить вербально.

4. Следующий этап – семантический (или смысловой): мысль облекается в слова.

5. Готовая мысль, сформулированная по правилам языка, проговаривается вслух.

Так работает речевое мышление взрослого. Ребенку же предстоит прежде расширить свой словарный запас, овладеть связной речью и определенным объемом знаний, которого будет достаточно для появления и развития внутренней и внешней речи.

Ключевые этапы развития речи и стадии развития мышления

1. Пассивный или подготовительный (до 1 года)

Первый крик, первые эмоциональные реакции на родителей и их слова, обращенные к ребенку, понимание того, откуда идет звук, и первые повороты головы в сторону источника этого звука, простейшие игровые действия. На этом этапе ребенок реагирует на слова, у него появляются первые звуки и даже слоги. Речь пока отсутствует, а значит и мышления тоже пока нет.

2. Автономный или преддошкольный (от 1 года до 3 лет)

Это этап появления первых слов и фраз. Ребенок учится произносить слова, следит за реакцией взрослых, повторяет за ними, начинает понимать смысл того, что говорит сам. Все еще есть ошибки в произношении. Малыш активно познает мир на ощупь и пробует на вкус, поэтому важными источником информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Это стадия элементарного предметно-действенного мышления. Главные вопросы, которые интересуют ребенка, – что это такое и что с этим можно делать?

3. Активный или дошкольный (от 3 до 7 лет)

В этом возрасте у ребенка активно развивается речь, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор. Именно на этом этапе хорошо поддаются исправлению произношение звуков.

Речь ребенка становится более связной, появляются более сложные фразы и предложения, добавляются речевые конструкции. Ребенок может сочинять небольшие рассказы.

Лучший способ научить чему-то новому ребенка в этом возрасте – это игра. Важную роль в развитии мышления играет фантазия. Это стадия наглядно-образного мышления. Малыш уже накопил определенный опыт, на который может опираться.

Очень важно, чтобы ребенок в этом возрасте фантазировал, генерировал собственные идеи и образы – это способствует развитию интеллектуальных способностей, умения мыслить.

4. Школьный (от 7 до 17 лет)

На этом этапе формируются правильные речевые навыки. В школе ребенок осваивает основы грамматики, учится писать, развивает устную и письменную речь. Речь совершенствуется, на смену образам приходят понятия. Ребенок может самостоятельно определить отличительные признаки явления или предмета и отнести его к конкретной категории, способен оценить реальные размеры объекта, найти причинно-следственные связи. Его мышление становится словесно-логическим.

Особенности мышления при речевых нарушениях

Поскольку мышление и речь тесно связаны, речевые расстройства могут привести к различным отклонениям, особенностям в развитии мыслительных процессов:

  • При общем недоразвитии речи у ребенка может отставать в развитии наглядно-образное мышление, возникать сложности с освоением анализа, синтеза, сравнений, трудности с  концентрацией внимания.
  • При алалии отстает в развитии наглядно-образное мышление, мыслительные процессы замедлены, ребенку сложно переключаться с одного вида деятельности на другой,  появляются трудности с обобщением и сравнением, анализом и синтезом, классификацией понятий.
  • При заикании возникают нарушения внимания, памяти, склонность к сомнениям и детализации, к перебору вариантов, излишняя эмоциональность, импульсивность, торопливость, нарушение концентрации внимания.
  • При афазии – нарушение фонематического слуха, слухоречевой и зрительной памяти, дефекты внутренней речи, сложности с установлением логических связей, с анализом и синтезом, сравнением и обобщением, абстрагированием, снижение темпа процессов мышления.
  • При дислалии и дизартрии может наблюдаться ослабление, замедление мыслительной деятельности, снижение внимания, памяти.
  • При брадилалии (замедление темпа речи) наблюдается и замедление мыслительной деятельности; фиксация на каком-то одном предмете, сложности с переключением фокуса на другой, склонность к стереотипии, сложности с ориентацией в пространстве.
  • При тахилалии (ускорение темпа речи) мысли ребенка бегут так быстро, что он не успевает их правильно оформить с точки зрения артикуляции.

Что поможет развить речевое мышление ребенка?

1. Активная предметная деятельность: ребенок должен выполнять активные движения (хватать, бросать, брать, катать машинку, копать землю или песок), подражать действиям взрослых (вытирать пыль, устраивать чаепитие для кукол). Так накапливается материал для развития речевых навыков и обобщений.

2. Развитие мелкой моторики: необходимо тренировать, разрабатывать мышцы пальцев рук. Для этого можно рисовать, лепить, играть с конструктором, создавать коллажи и аппликации.

3. Обучение самообслуживанию: ребенок должен уметь самостоятельно умыться, одеться, обуться, убрать свои игрушки на место (в соответствии с возрастом).

4. Знакомство с окружающим миром: важно научить ребенка тому, как называются птицы и животные, природные явления, деревья и цветы. Информация об окружающем мире лучше усваивается на наглядных примерах. Используйте для этого живую природу и предметные карточки.

5. Задавать ребенку развернутые вопросы: не только те, на которые он может ответить «да» или «нет», но и те, которые требуют развернутых ответов, рассуждений.

6. Описание картинок: ребенок должен уметь составить рассказ по картинке, рассказать кто изображен на ней и что происходит.

7. Имитация и узнавание разных звуков: это могут быть, например, звуки природы – лай собаки, пение птиц, шелест листвы или шум дождя.

Хотите точно знать насколько развита речь и мышление вашего ребенка и соответствуют ли они возрастной норме? Приходите на бесплатную комплексную диагностику и наши специалисты подготовят для вас подробное заключение и рекомендации.

Как стимулировать развитие речи у ребенка?

1. Больше разговаривайте с ребенком

Например, вы едете в машине. Обращайте внимание ребенка на дорогу: «Посмотри на ту желтую машину. Куда она, по-твоему, едет?» или: «Как ты думаешь, кто живет в этом доме?».

Вы пришли в магазин. Покажите ребенку карточку, кассира, продукты на полках и т. д. Так ребенок может узнать много новых слов.

На прогулке описывайте все, что видите: «Смотри, вон высокий дядя едет на самокате» или: «Ты заметил, какие сегодня красивые облака?».

Бытовая речь позволяет ребенку понимать значение предлогов «в» и «из», «под» и «над», усваивать прилагательные: «мокрый» и «сухой», «высокий», «низкий», «красивые», «яркий» и т. д.

2. Играйте в речевые игры

Игры в: «магазин», «самолет», «ресторан» помогают развивать речь. Если малышу трудно, помогайте ему наводящими вопросами. Допустим, вы решили играть в «ресторан», и ваш ребенок изображает официанта. Спросите его: «Какое блюдо вы порекомендовали на обед, официант? Цыпленка или стейк?»

3. Регулярно читайте ребенку вслух

Выбирайте книги с яркими крупными картинками.  Подчеркивайте голосом слова с необычным звучанием. Обязательно показывайте ребенку иллюстрации, когда будете обсуждать с ним рассказ или сказку. Например, укажите ребенку на щенка и придумайте вместе, что он будет делать, если промокнет под дождем.

4. Пойте вместе песенки

Пение — отличный способ для расширения словарного запаса и отработки произношения. Не расстраивайтесь, если ваш вокал не на высоте. Главное — чтобы вам и ребенку нравился сам процесс.

5. Задавайте вопросы

Допустим, ребенок говорит: «Я бросил мяч». Спросите: «Какой мяч ты бросил? Далеко ты его бросил? Какой был звук, когда он ударился о землю?».

Не требуйте от ребенка обязательного ответа, но старайтесь вовлечь малыша в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Что такое логическое мышление"

Познакомить с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников.  Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по...

Консультация для родителей . Что такое логическое мышление и как его развивать.

В данном материале раскрыты основные теоретические понятия: мышление, логическое мышление. Представлены рекомендации для родителей по развитию мыслительных операций  у детей, имеющих речевые нару...

Консультация "Что такое речевая готовность к школе?"

Критерии готовности к школьному обучению1. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением;2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, диф...

Консультация для родителей: «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?»

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:...

консультация. . Что такое креативное мышление. 7.12.2022

Консультация, характеризующая креативное мышление....

Консультация для родителей на тему: " Что такое речевая готовность ребенка к школе "

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы....