кружок Говорушки
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по речевому развитию детей раннего возраста (2-3 года) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и образовательной программой МБДОУ «Детский сад» Звездочка».
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие».
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи образовательной деятельности
Первый год обучения. Третий год жизни. II младшая группа.
- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
- Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по речевому развитию, по познавательному развитию, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Основными принципами в организации образовательного процесса являются:
- взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях;
- принцип преемственности;
- все занятия построены по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание логопедической работы ориентировано на речевое развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Значимые характеристики особенностей развития детей младшего
дошкольного возраста.
Первый год обучения: ранний возраст (2-3 года)
- младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно - действенное
- наглядно -образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы.
Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Речевое развитие осуществляется через внедрение парциальной программы по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду, автор Ушакова О.С. (см. программу Ушаковой О.С.).
Программа дополняет основную образовательную программу в разделах по совершенствованию речевого развития у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.
Главная цель программы кружка «Говорушки» - речевое развития ребёнка.
Основные задачи:
- Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.
- Развитие лексической стороны речи
- Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.
- Развитие звуковой стороны речи
- Развитие образной речи.
Программа кружка предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:
Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.
Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки), схемы для составления рассказов.
Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ, рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Говорушки».
- Ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
2. Содержательный раздел
Образовательная область «Речевое развитие» осуществляется во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Для детей раннего возраста (от 1,5 до 3лет) длительность занятия не превышает 10 минут.
Описание вариативных форм, способов,
методов и средств реализации программы
При реализации программы педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
При обследовании необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.
Структура комплексного психолого-педагогического обследования детей
первых лет жизни (Приходько Оксана Георгиевна)
Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, сенсорного, речевого развития.
Изучение особенностей речевого развития детей включает в себя два направления: исследование понимания обращенной речи (импрессивной речи), исследование собственной речи (экспрессивной речи).
Понимание обращенной речи исследуется с учетом его поэтапного формирования в онтогенезе по следующим показателям:
С 2 лет:
– Узнавание предметов и игрушек на предметных картинках, действий - на простых сюжетных картинках.
– Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
– Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций.
– Понимание простого рассказа по сюжетной картинке, ответы на вопросы взрослого.
– Понимание единственного и множественного числа существительного.
С 2 лет 6 мес.:
– Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, имеющихся в опыте ребенка.
– Понимание единственного и множественного числа глагола, прилагательного, времени глагола.
При изучении уровня развития экспрессивной речи учитываются возрастные (онтогенетические) показатели речевого развития ребенка. Необходимо определить, на каком этапе развития находится ребенок: на доречевом или уже речевом. Если ребенок уже вступил в этап речевого развития необходимо определить его уровень.
Характеристика собственной речи (экспрессивная речь):
I уровень речевого развития:
- полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;
- произносит отдельные звуки, звукокомплексы;
- произносит отдельные лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания;
- использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
II уровень речевого развития:
- пользуется простой фразой;
- аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
III уровень речевого развития:
- пользуется развернутой фразой;
- недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
IV уровень речевого развития:
лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность
V: Пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована
При определении уровня развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук учитываются следующие показатели:
– Направление руки к предмету.
– Захват предмета, его удержание в руке.
– Произвольное отпускание предмета.
– Простейшие манипуляции с предметами (размахивание, постукивание, перекладывание из одной руки в другую, поднесение ко рту, сосание).
– Свободное манипулирование предметами.
– Дифференцированные движения пальцев рук.
– Выделение ведущей руки.
Для обследования двигательных функций кистей и пальцев рук используются разнообразные игрушки и предметы (погремушки, колечки, мячи, кубики и др.). Они различаются между собой размером (большие, маленькие), формой (круглые, квадратные, овальные), окраской и материалом (пластмассовые, резиновые, деревянные, плюшевые).
Артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка. Отмечаются даже незначительные речедвигательные расстройства.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: твердого, мягкого неба, челюстей, губ, языка. Изучение двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает исследование подвижности губ, языка и мягкого неба. При этом выявляется возможность непроизвольных и произвольных движений органов артикуляции (по подражанию). Изучаются особенности дыхания (тип дыхания, его глубину, частоту, ритм), голосообразования (силу и тембр голоса) и просодики (мелодико-интонационные и темпо-ритмические характеристики голосовых и речевых реакций).
Номер п/п | Имя ребенка | I уровень речевого развития | |
Первичная диагностика | Заключительная диагностика | ||
1 | Сережа М. | II | III |
2 | Вика С. | II | III |
3 | Катя Т. | III | III |
4 | Миша С. | I | II |
5 | Артем К. | II | II |
6 | Лера М. | II | III |
7 | Таня С. | III | IV |
8 | Лера.К. | III | III |
9 | Андрей К. | III | III |
10 | Женя Л. | II | III |
11 | Федя Ш. | III | IV |
12 | Лера А. | III | III |
13 | Леша К. | I | II |
14 | Саша М. | I | II |
15 | Саша Л. | III | IV |
16 | Даша К. | II | III |
17 | Лена П. | III | III |
18 | Катя Д. | III | IV |
19 | Вика Г. | II | III |
20 | Миша В. | III | III |
Календарно – тематическое планирование кружка
месяц | Тема занятия |
сентябрь | 1. Потешки «Ой, лады, лады, лады», «Ежик» 2. Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим» Упражнение «Жил был зайчик» 3. Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды» |
октябрь | 1. Потешка «Дождик» Упражнение «Это я» 2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» 3. Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр) |
ноябрь | Пальчиковая гимнастика «Мебель» 1. Потешка «Зайка серенький сидит» Логоритмика «Муравьиная зарядка» 2. Логоритмика «Замок» «Оладушки» 3. Русская народная сказка «Три медведя» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Кролик» |
декабрь | 1.Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» 2.Знакомство с загадками о домашних животных 3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр) 4.Пальчиковая игра «Котик» Пальчиковая гимнастика «Семья» |
январь | 1. Песенка «Курочка» 2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (рассказывание с использованием иллюстраций) 3. Пальчиковая игра «Варежка» |
февраль | 1. Потешка «У оленя дом большой» Логоритмика «Дождик: кап!» 2. Загадывание загадок о зиме 3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4. Пальчиковая игра «Блины» Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные» |
март | 2. Потешка «Вышли мышки» Упражнение «Колобок» 2. Разучивание заклички «Весна, весна красна» 3. «Бычок – смоляной бочок» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом» Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» |
апрель | 1. Потешки «Солнышко», «Птичка» 2. Потешка « Курочка-рябушечка» 3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом» |
май | 1. Упражнения «Кузнечики», «Домашние птицы» 2. Песенка «Жили у бабуси» 3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Пальчиковая гимнастика «Части тела» |
Приложение 1
Содержание занятий
месяц | Тема занятия |
сентябрь | 1. Потешка «Ой, лады, лады, лады» Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся! «Ежик» Ежик, ежик колкий! Покажи иголки! (держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону) Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх) Ежик, ежик колкий! Спрячь свои иголки! (держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево) Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в «замок» 2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» Осень, осень, в гости просим. Упражнение «Жил был зайчик» Жил-был зайчик – Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. (Хлопают в ладоши, 3 пальца в кулак, указательный и средний- ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль.) 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая гимнастика «Ягоды» С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.) И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.) Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.) Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.) Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.) |
октябрь | 1. «Дождик» Тихий, тихий, тихий дождик, Дождик, дождик, кап-кап-кап! (указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности, особенно эффектно и весело это делать по воде) А потом сильнее дождик, Дождик, дождик, кап-кап-кап! (теперь несильно постучите ладошками) Си-и-ильный, си-и-ильный, Си-и-ильный ли-и-ивень (громко стучите ладошками) Гром, гром, гром! (хлопайте в ладоши) В небе молния кругом! (поднимите руки вверх и потрясите ими) «Это я» Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно) Это ушки. Вот. Вот. (показ -уши поочередно) Это нос. Это рот. (показ - нос, рот) Там спинка. Тут живот.(ладошку кладут на спину,другую на живот) Это ручки. Хлоп, хлоп.(руки вперед два хлопка) Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами) Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу) 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Загорелся кошкин дом! 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак) Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью) Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки) Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз) Пальчиковая гимнастика «Мебель» На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.) Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».) Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.) И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) |
ноябрь | 1.Потешка «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! «Муравьиная зарядка» Муравьи проснулись рано (потирают глаза,сидя на корточках), Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо (опускают руки вниз) Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки) Новый начался денек! Вместе весело живем – Хорошо быть муравьем! (шагают на месте) 2. «Замок» На дверях висел замок (сцепляем пальчики в замок и машем вверх-вниз) Кто его открыть бы смог? Мы ломали, мы крутили (вертим ручками «в замке» вправо-влево) Били, били (хлопаем) И открыли! (разводим ручки) «Оладушки» Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками) Ди-ли, ди-ли, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения, «дуют» на ладошки) 3. Русская народная сказка «Три медведя» 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) |
декабрь | 1. Потешка «Хомка –Хомка, хомячок» Хомка-Хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк) Полосатенький бочок (гладим себя по бокам) Хомка рано встает (потягиваемся) Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия) Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид, что подметаем) И выходит на зарядку (шаг на месте) Раз два три четыре пять, Хомка сильным хочет стать! (показывываем, какой сильный) 2.Знакомство с загадками о домашних животных С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака) Спереди — пятачок, сзади — крючок, посередине — спинка, на спинке — щетинка. (Свинья) Мягкие лапки, а в лапках — царапки, зелёные глаза — всем мышам — гроза. (Кошка) Хоть крепки мои копыта и остры мои рога, я добра и не сердита, нравом вовсе не строга. В поле я мычу: "Му-му! Молочка налить кому?" (Корова) 3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Котик» Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику) Тёпленький животик, подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши ) Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу) Пальчиковая гимнастика «Семья» Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. |
январь | 1. Песенка «Курочка» Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать А за ней ребятки – желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко Лапками гребите, зернышки ищите. Съели толстого жука, дождевого червяка Выпили водицы полное корытце. 2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» 3. Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) |
февраль | 1. Потешка «У оленя дом большой» У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома) Он глядит в свое окно (показываем руками перед собой квадратное окно) Заяц по лесу бежит (изображаем бег на месте) В дверь к нему стучит (изображаем стук кулаком в дверь) Тук-тук! (стучим правой ногой в пол) Дверь открой! (открываем дверь) Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо) Охотник злой! (изображаем руками ружье) Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе) Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу) «Дождик: кап!» Птица: кар, кар, кар! (крылья) Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши) Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям) Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами) Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям) Туча: бах, бах, бах! (топают ногами) 2. Загадывание загадок о зиме 3. Русская народная сказка «Волк и козлята» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4.Пальчиковая игра «Блины» Мы для встречи весны (положить руку на стол ладонью вверх ) Напечем всем блины Сковородка шипит, От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки) Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую) Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую) Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные» Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса. |
март | 1.«Вышли мышки» Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши) Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири») Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой) Убежали мышки вон. (бег на месте) «Колобок» Колобок, колобок, (Идут в полуприсяди, руки на поясе) Колобок — румяный бок. По дорожке покатился (Бегут на носочках, руки на поясе) Встретил мишку, волка, зайку, (Изображают медведя, волка, зайца) Всем играл на балалайке. (Изображают игру на балалайке) У лисы спел на носу, — (Пляшут вприсядку) Больше нет его в лесу. (Разводят руками) 2. Разучивание заклички «Весна, весна красна» 3. «Бычок – смоляной бочок» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом» Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку) Дом построить я хочу, (складываем над собой «крышу» ладошками) Строю я высокий дом! (ручки вверх) Буду жить я в доме том! (опять домиком ладошки) Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Вот, убрав царапки, («Моем руки».) Кошка моет лапки. Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.) На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.) |
апрель | 1.Потешка «Солнышко» Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. «Птичка» Села птичка на ладошку, (по ладошке стучим указательным пальчиком) Посиди у нас немножко Посиди не улетай. Улетела птичка, ай! (прячем руки за спину) 2. Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, 3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом» Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ) |
май | 1. «Кузнечики» Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко! «Домашние птицы» Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (идут, имитируя утку) Наши гуси у пруда: -Га-га-га! Га-га-га! (Имитируют гусей, вытянув шею, руки назад) Наши курочки в окно: -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Останавливаются, лицом в круг, бьют руками по бокам) А как Петя-петушок раным-рано поутру Нам споет: «Ку-ка~ре-ку!» (Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, «поют») 2. Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси Спрятались в канавке. 3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок (разжать ладони.) Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.) Пёстрых курочек зовёт Пальчиковая гимнастика «Части тела» У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть. |
Автор | Наименование издания | Издательство | |
составитель | |||
1. | Парамонова Л.А. | Развивающие занятия с детьми 2-3 лет | М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 |
2. | Смирнова Л.Н. | Развитие речи у детей 2-3 лет | М.: Мозаика-Синтез, 2006 |
3. | Рыжова Н.В. | Развитие речи в детском саду 2-3 года | Ярославль: Академия развития, 2007 |
4. | Карпухина Н.А. | Конспекты занятий в первой младшей группе | Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010 |
5. | Карпухина Н.А. | Конспекты занятий в первой младшей группе | Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2008 |
6. | Карпухина Н.А. | Программная разработка образовательных областей в первой младшей группе детского сада | Воронеж: ИП Лакоценин Н.А., 2012 |
7. | Янушко Е.А. | Развитие речи у детей раннего возраста 1-3 года | М.: Мозаика - Синтез, 2010 |
8. | Гербова В.В. | Занятия па развитию речи в первой младшей группе | М.: Мозаика - Синтез, 2005 |
9. | Ушакова О.С. | Программа развития речи дошкольников | М.: ТЦ «Сфера, 2009 |
10. | Ушакова О.С. | Теория и практика развития речи дошкольника | М.: ТЦ «Сфера, 2010 |
12. | Ушакова О.С. | Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников | М.: ТЦ «Сфера, 2010 |
13. | Ушакова О.С. | Развитие речи детей 3-4 лет | М.: ТЦ «Сфера, 2009 |
14. . | Ушакова О.С. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи | М.: ТЦ «Сфера, 2011 |
15. | Алябьева Е.А. | Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты | М.: ТЦ Сфера, 2010 |
16. | Алябьева Е.А. | Тематические дни и недели в детском саду.Планирование и конспекты | М.: ТЦ Сфера, 2010 |
17. | Шорохова О.А. | Играем в Сказку | М.: ТЦ Сфера, 2010 |
18. | Арушанова А.Г. | Истоки диалога | М.: Мозаика-Синтез, 2006 |
19. | Арушанова А.Г. | Речь и речевое общение | М.: Мозаика-Синтез, 2000 |
20. | Крупенчук О.И. | «Тренируем пальчики – развиваем речь!» | СПб.: Издательство |
Дом «Литера», 2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Говорушка"
Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снят...
кружок Говорушки" 1-я младшая группа
Кружковая работа в ДОУ...
Кружок "Говорушки" для детей 2 младшей группы по речевому развитию
В материале предоставлен план ведения кружка по ознакомлению детей 2 младшей группы с устным народным творчеством....
Кружок "Говорушки"
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у р...
Кружок "Говорушки"
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у р...
Кружок "Говорушки" для 2ой младшей группы (Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
Как педагог дошкольного образования, я сталкиваюсь с проблемой развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направл...
Кружок «Говорушки»
СодержаниеПояснительная записка………………………………………………………...3Перспективный план работы кружка «Говорушки» для воспитанников средней группы на 2014 – 2015 учебный год………………………………...6Планируемые ...