Логопедическая игра "Умные перчатки"
методическая разработка по логопедии
Пояснительная записка
- Название игры: «Умные перчатки»
- Автор: Бирюкова Татьяна Владимировна
- Оборудование: перчатки, карточки со слогами и словами, буквы.
- Возраст: от 5 лет
- Цель создания: привлечь детей к активному участию при выполнении артикуляционной гимнастики, проявления интереса к процессам фонематического развития, повысить внимание, мышление, память.
- Содержание игры: игра может проводится как в процессе организованной деятельности с группой детей, либо индивидуально, так и в досуговой деятельности детей. Игроки получают игровой материал и следуют инструкции ведущего
- Методические рекомендации: в игре участвуют от 1 до 5 человек; если ребенок устаёт, лучше отложить игру до следующего раза, чтобы у него не пропал интерес к игре; обязательно нужно хвалить ребенка за каждый удачный момент в игре, в случае неудачи ребенка помочь ему выполнить задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_igra_umnye_perchatki_.docx | 187.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 МО Усть-Лабинский район
«Умные перчатки»
Усть-Лабинск
Пояснительная записка
- Название игры: «Умные перчатки»
- Автор: Бирюкова Татьяна Владимировна
- Оборудование: перчатки, карточки со слогами и словами, буквы.
- Возраст: от 5 лет
- Цель создания: привлечь детей к активному участию при выполнении артикуляционной гимнастики, проявления интереса к процессам фонематического развития, повысить внимание, мышление, память.
- Содержание игры: игра может проводится как в процессе организованной деятельности с группой детей, либо индивидуально, так и в досуговой деятельности детей. Игроки получают игровой материал и следуют инструкции ведущего
- Методические рекомендации: в игре участвуют от 1 до 5 человек; если ребенок устаёт, лучше отложить игру до следующего раза, чтобы у него не пропал интерес к игре; обязательно нужно хвалить ребенка за каждый удачный момент в игре, в случае неудачи ребенка помочь ему выполнить задание.
- Задачи:
развитие органов артикуляционного аппарата;
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
уточнение и обогащение словарного запаса слов;
развитие связной речи;
формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
предупреждение ошибок дисграфического характера;
научить умению принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
«БИО» - человек, как биологический объект.
«Энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий.
«Пластика» - плавное движение тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической полноценностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология, соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук, которое способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
У детей формируется пластичность, синхронность, ощущение свободы, раскрепощённость, что активизирует естественное состояние организма, улучшает кровообращение, формирует положительные личностные качества – уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только уменьшая, но и даже усиливая их результативность.
Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, как развитие речевой и мелкой моторики, так и фонематических процессов. Синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.
Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна.
Квинтилиан.
Первый инструктаж для детей, при использовании игры: «Умные перчатки»
Ребята! Перед вами лежат перчатки. Это не просто перчатки – это умные перчатки. Посмотрите, что вы на них видите? Сову. Сова – символ мудрости, ума, честности, справедливости. Посмотрите, какие наклейки на пальчиках. Наклейки со словом «отлично» и пятёрки. Это значит, что надевая эти перчатки, вы превращаетесь в умных, послушных, внимательных, дружных детей. Вы готовы надеть их? Вы будете стараться быть достойными этих перчаток? Тогда начинаем играть!
Варианты игры
- Игра «Наш послушный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата с применением биоэнергопластики.
Ход игры:
Статистические упражнения: способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
- «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнца! Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 15 секунд, на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
- «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуть вперед (по 15 секунд)
- «Жало» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперёд. Рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
- «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, напряжённая ладонь опущена вниз. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. 10-15 секунд.
- «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, ладонь вверх закруглена, имитируя положение чашечки. Рот широко раскрыт. Широкий язык поднять вверх. Потянутся к верхним зубам, но, не касаясь их. (10-15 секунд).
- «Горка» - согнутая ладонь опущена вниз. Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы. (10-15 сек)
- «Трубочка» - ладонь сомкнуть, руку вытянуть впёред, пальцы сжать в виде желобка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. (10-15 секунд)
Динамические упражнения. Нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делает их точными, лёгкими, ритмичными.
- «Часики» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется влево, вправо.
- «Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
- «Футбол» - рот закрыт. Кончиком языка с силой упираемся в левую щёку, затем в правую. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо, влево.
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, с отрывом щёлкнуть языком. Сомкнутую ладонь согнуть вниз, затем при щелчке языка резко выпрямить.
Все упражнения выполняются по 10-15 раз. Варианты сопровождения кистей рук с органами артикуляционного аппарата можно продумывать самостоятельно, важно чтобы упражнения выполнялись четко, синхронно, плавно и одновременно.
- Игра «Песенку споём»
Цель: изучение гласных звуков с помощью здоровьесберегающей технологии «биоэнергопластика». Дети надевают перчатки на обе ладони красного цвета, так как при составлении схем слов, гласные обозначаются красным цветом.
Ход игры:
Звук [а] – дети широко открывают рот и совместно с движением рта, расширяют пальцы рук в разные стороны, напрягая их. Ладонь от себя на уровне плеч.
Звук [у] – рот открыт, губы вытянуты вперед «трубочкой» совместно вытягиваются и пальцы рук вперед от себя (изображение почти закрытого клювика). Ладони перед грудью.
Звук [о] – широко открыт рот, губы округляются. Совместно закругляются пальцы рук. Ладони от себя, перед грудью.
Звук [и] – губы растянуты в улыбке. Совместно с движением губ, растягиваются в разные стороны сомкнутые четыре пальца рук. Ладони наклоняются параллельно плеч.
Звук [э] – открыт рот чуть шире, чем на звук [и], губы растянуты в улыбке, горло напрягается, совместно пальцы рук закругляются. Ладони направлены друг к другу.
Звук [ы] – рот чуть шире, чем на звук [и], губы в улыбке, горло напрягается. Совместно пальцы растянуты в стороны, напряжены. Ладони от себя на уровне груди. При выполнении упражнений звуки поются.
Для автоматизации изображения гласных звуков проводятся логопедические распевки, при этом обращается внимание на переключение звуков и движение рук.
Например: ААУ – я пою, АИУ – я иду, ЭАИ – не ходи, ЭИО – эскимо, ИИА – тишина, ЫИИ – ты иди, ЭЭА – лебеда, АЫЫ – малыши, ИУИ – бигуди и т.д.
Повтор слогов: АА – мама, папа, вата; УА – пуля, муха, мука; ИА – мина, киса, лиса; УЫ – усы, бусы, уши; ОЫ – боты, ноты; УИ – дуги, пули, мухи и т.д.
Имена: АА – Аня, Паша, Галя, Маша, Катя, Ваня; ОА – Вова, Коля, Оля, толя, Боря, Лёня, Лёва, Лёша; ИА – Вика, Миша, Рита, Зина, Нина, Лиза и т.д.
Уточнить, что гласных звуков в русском языке 6 [АОУИЭЫ], а гласных букв 10 (АОУИЭЫЕЁЮЯ). Звуки слышат, а буквы пишут.
- Игра «Мягкий, твердый»
Цель: формирование фонематического восприятия.
Ход игры:
Дети надевают на одну ладонь перчатку синего цвета, на вторую зелёного цвета, так как, составляя схемы слов, согласные мягкие обозначаются зелёным цветом, согласные твёрдые синим.
Ведущий называет согласные звуки, чередуя мягкий согласный, твёрдый согласный, либо подряд 3 мягких, 4 твёрдых и т.д. Если дети услышали мягкий согласный, то они поднимают руку вверх в зелёной перчатке и выполняют размахивающие движения влево, вправо (3 секунды). Если услышали твёрдый согласный, согнутую руку в локте ставят перед грудью и выполняют движение влево, вправо (3 секунды).
- Игра «раскрась звук»
Цель: формирование фонематического восприятия, звукобуквенного анализа слов. Умение оценить свой результат. Пополнить словарный запас слов. Научить работать сообща.
Ход игры:
Дети по желанию надевают разные перчатки на выбор. Например: на одну ладонь синюю, на другую красную, либо зелёную и т.д. Ведущий предлагает посмотреть на карточки со словами слияния, которые расположены на доске. Дайте инструкцию найти себе пару. Дети должны найти пару, соединиться ладонями, поднять руки вверх не отрывая друг от друга. Затем ведущий просит детей доказать свой выбор, если правильно одобряет похвалой, если дети допустили ошибку помочь исправить и закрепить этот результат повторными попытками. Аналогичное задание выполняется со словами. Перед детьми слово, дети определяются со звуками в этом слове и ищут себе пару, если в слове имеет наличие стечение согласных, а перчатка на руке другого цвета, ребенок может снять перчатку и надеть нужного цвета. Слова могут предлагаться как на печатной основе, так и устно. Если детям слово не знакомо, обязательно, объяснить его лексикическое значение. При затруднении помочь детям и закрепить результат повторными попытками. При правильном соединении ладоней дети доказывают свой результат, выстраиваются в цепочку, с поднятыми руками вверх не отрывая ладони, выполняют покачивающие движения влево, вправо. Ладони соединены перехватом рук.
- Игра «Один, два»
Цель: Закрепить умение определять наличие йотированных звуков в словах. Умение оценить свой результат.
Ход игры:
Дети надевают две перчатки 1 – красного цвета 2 – зеленого цвета. Ведущий предлагает детям слова как на печатной основе, так и устно. В каждом слове имеется наличие гласных (я, ю, е, ё). Дети определяют позицию гласного в слове. Ищут себе пару, если нужно и доказывают правильность выбора. При ошибочном выборе проводится коррекционная работа и закрепляется результат повторными попытками. Если в слове гласная не определяет два звука, ребёнок поднимает вверх ладонь в красной перчатке и распустив пальцы в стороны, делает вращающие движения, если гласная обозначает 2 звука, дети соединяются ладонями (зелёный, красный) и выполняют размахивающие движения влево вправо, руки в перехвате.
- Игра «Весёлый ветерок»
Цель: развитие речевого дыхания.
Ход игры:
Дети надевают перчатки любого цвета. Сгибают руку в локте. Рука находится перед губами. По команде ведущего набирают воздух полной грудью и на медленном выдохе дуют на ленточки. Между выдохами удерживается пауза (15 секунд) и выполняется повтор. Количество выдохов – 3. Можно выполнять во время других игр.
- Игра «Угадай букву»
Цель: развивать согласованность движений правой и левой рук. Активизировать познавательное развитие детей. Развитие сенсорных представлений у детей. Духовно-нравственное воспитание.
Ход игры:
Дети надевают перчатки любого цвета. Делятся на две группы. Одна группа наблюдатели, вторая работающие. Дети работающей группы вытягивают руки вперед, кладут на парту, зажмуривают глаза. Ведущий дает им в руки по одной букве, дети на ощупь должны угадать буквы. Группа наблюдателей следит за тем, чтобы дети не открывали глаза, но им разрешается помогать отгадать букву. Например: обозначает гласный звук или согласный, похожа на какой-нибудь предмет, из скольких элементов состоит. Затем группы меняются. Группа наблюдателей обязательно одобряет правильный ответ словами: «Ты молодец!», «У тебя здорово получилось!», «Ты супер!» и т.д.
Варианты игр с «Умными перчатками» можно усовершенствовать и разнообразить. Дети воспринимают перчатки как своих друзей. А взрослый, пользуясь этой игрой, сможет реализовать основную цель образования – развитие личности обучающегося на основе (УУД), а также развить и укрепить физическое здоровье.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы: "Волшебная перчатка"
В данном материале представлен опыт работы в детском саду при помощи перчаточной куклы....
презентация "Волшебная перчатка"
Презентация выступления на районном конкурсе "Лесенка успеха - 2012"...
Конспект ТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау.
КонспектТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау....
Досуг для детей разновозрастной группы по произведениям С.Я. Маршака «Перчатки»
досуг по произведением С.Я. Маршака с театрализованной постановкой по произведению "Перчатки"...
Игра по речевому развитию "Логопедические перчатки"
Игра по речевому развитию "Логопедические перчатки"...
Дидактическое пособие "Логопедические перчатки"
Процесс автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребёнка становится всё сложнее и занимает большее количество времени, чем обычно. Для оптимального использования времени на индивидуаль...