Индивидуально-дифференцированный подход на логопедических занятиях
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В материале иззложена тема индивидуально-дифференцированного подхода к детям дошкольного возраста на логопедических занятиях. Приведены примеры упражнений, разделенных на соответствующие слабые и сильные подгруппы по усвоению заданного речевого материала. Также выделены группы и методы дифференцированного подхода для детей с различными психофизиологическими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-differentsirovannyy_podhod_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Елисеева Людмила Викторовна
Методическое объединение для учителей-логопедов. МАДОУ Д/С№202
Тема: «Индивидуально-дифференцированный подход на логопедических занятиях».
Несмотря на то, что для коррекционной работы зачисляются дети со сходными речевыми заключениями и возрастом, контингент воспитанников неоднородный. Всегда выделяются дети, которые усваивают материал на более высоком или низком уровне. Именно по этому принципу чаще всего и осуществляется дифференциация детей на подгруппы. Исходя из этого, строится работа над различными упражнениями.
КАК пример, можно привести д/ упражнение «Четвертый лишний» (3-ий лишний):
1. На карточке: ель, береза, дуб.
Для детей более сильной подгруппы (назовем ее №1), лишней картинкой будет лист, шишка, корень и т. д.
Для детей более слабой подгруппы (назовем ее№2), лишней картинкой будет картинка из далекой по общению группы (корзинка, гриб, трава).
2. Второй дифференцированный способ работы над этим упражнением:
- дать лишь на слух четыре слова, не используя наглядность, что включит работу тех детей, которые совершенно без усилий справляются с заданиями по картинкам.
На фактических занятиях часто используется упражнение «живые звуки», (составь схему слога).
п/№1-двум детям дается инструкция: Вы будете слогом МА. Дети сами берут нужные символы, встают в правильной последовательности, называют каждый свой звук, его место, «прочитывают» слог.
п/группа№2- сама даю детям в руки символ звука и говорю:»Паша, ты будешь звуком «М», Игорь, ты будешь звук «А». Вставьте, как я скажу МММААА». Дети повторяют название своих звуков и пытаются прочитать слог».
Для более наглядного деления детей на подгруппы использую символику дети-яблочки, дети-груши, дети-малинки и.т.д
Но кроме традиционного деления детей на подгруппы существуют еще дети с различными психофизиологическими особенностями, среди которых так же можно выделить две подгруппы
Правополушарные дети | Левополушарные дети |
Дети, у которых правое полушарие по уровню своего функционального развития лидирует. | Соответственно лидирует левое полушарие. |
Таких детей (особенно в дошкольном возрасте) и это, как правило, мальчики. | Это в дошкольном возрасте как правило - девочки. |
Существуют методы дифференцированного подхода в обучении этих детей.
1. Предпочтительная работа в группе | 1. Индивидуальная работа |
2. Составление слов и предложений из частей (синтез) | 2. Разбор слов и предложений по составу (анализ) |
3. Легче дается выявление сходства | 3. Выявление различий |
4. Использование в работе схем, таблиц, карточек | 4. Многократное повторение |
5. Просмотр фильмов. | 5. Лингафонная система (восприятие на слух) |
6. Деятельность, требующая быстрой реакции предпочтительна. | 6. Лучше справляются с деятельностью, требующей отсроченной реакции. |
7. При проверке знаний лучше использовать вопросы открытого типа. | 7. Вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) |
8. Образные представления и конкретные ситуации широко использовать в обучении | 8. Усвоение правил и грамматических категорий происходит легко. |
9. Проверка работы на занятии (уроке) | 9. Проверка вне урока |
Дети также дифференцируются по половому признаку. Выше уже было сказано немного об этом. Хочется добавить только о том, что похвала или порицания также должны быть в связи с этим принципе дифференцироваться.
Д | М |
Следует давать оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент «УМНИЦА» Им важно кто и как их хвалят, какое они произвели впечатление. | Для мальчиков наиболее подходящее слово «МОЛОДЕЦ» Им важно что оценивается в их деятельности конкретно. Исходя из этого, для мальчика не имеет особого смысла оценка: «Я тобой не довольна». Ему надо конкретно объяснить, чем вы недовольны, чтобы он в мозгу мог снова прокрутить свои действия. |
Нечасто, но в группах встречаются леворукие дети ( в каждом наборе по 1 бывает).
Если этом один ребенка, то с ним ведется индивидуальные работа, если
2-3 – групповая. Для таких детей необходимо:
1. Обязательная наглядность (рисует, предмет).
2. Ориентировка на собственное ощущения.
3. Посадить леворукого ребенка слева от соседа. Локоть левой руки должен немного выступать за край стола. Тетрадь положить так, чтобы нижний угол страницы, на которой пишет ребенка, был направлен к его груди.
4. Предпочтительно чтобы дети выбрали для себя сами наиболее удобный способ письма.
5. Дополнительная работа над запоминанием букв сходных по написанию формы.
Еще один способ дифференциации детей по группам
ПО МАДАЛЬНОСТИ ПОНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Визуалы | Аудисты | Кинестетика |
В детских садах их большинство. Они как правило правополушарные. |
1. Используйте наглядность, а также слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение. | 1.Используйте вариации голоса. | 1. Имеют как правило медленную скорость мыслительных реакций (процессов) |
2. Должна быть высокая скорость смены деятельности. | 2.Отражайте телом (особенно головой) | 2.Обучаются посредством мышечной памяти. |
3. Выделяйте цветом различные пункты. | 3. Используйте жесты, прикосновения, речь с движениями. | |
4.Чем больше в ваших действиях, словах и наглядности преувеличения, тем эти дети лучше запомнят информацию. |
И, в заключении хочется сказать, что честно если у педагога возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающих.
В результате этого ребенок, страдающий от неуспеха изменяет свое поведение: становится капризным, пассивным, нестарательным и.т.д
Грамотный же педагог или чуткий учитель старается создать на занятиях условия для выполнения заданий разными способами, таким образом осуществляя дифференцированные подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности»
Индивидуальный – дифференцированный подход в ИЗО. Обучение на занятиях осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей груп...
Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...
«Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре»
советы, комментарии, выводы по индивидуальной работе с детьми на занятиях физкультуры...
Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
При работе с детьми с ОВЗ очень важен индивидуальный и дифференцированный подход....
Реализация индивидуально – дифференцированного подхода на занятиях по физическому развитию в подвижных и спортивных играх
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил.Игры - самое...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.
Цель и задачи: - совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); - формирование предпосылок к учебной деятель...
Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий.
Физкультурные занятия – основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него ин...