«Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре»
статья на тему
советы, комментарии, выводы по индивидуальной работе с детьми на занятиях физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno_-_differintsirovannyy_podhod.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре»
Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.
М.И Мечников
В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре.
Дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:
- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
- уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
1. Первый показатель - состояния здоровья детей дает основание выделить три группы детей.
В начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским группам, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.
По результатам такого осмотра в сентябре – октябре 2014 года первую группу здоровья составили дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма (из 270 детей первую группу здоровья имеют 60 детей - 22% ).
Ко второй группе были отнесены так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям). ( 173 ребёнка – 64%).
Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония , интропия, амблиопия, сходящееся косогласие , гиперметропия и др.) ( 34 ребенка-13% ).
Четвёртую группу здоровья имеют 3 детей -1% ( это дети инвалиды )
При проведении физических упражнений я учитываю отклонения в состоянии здоровья ребенка, опираясь на рекомендации В.Н.Шебеко, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Отклонения | Противопоказания | Причины | Рекомендованно |
сердечно-сосудистой системы | - упражнения с резким изменением положения тела и темпа, - упражнения с задержкой дыхания, - упражнения с длительным статическим напряжением | вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца | тренирующая нагрузка: - ходьба по ровной местности, - медленный бег, Ходьба на лыжах, - плавание, - ОРУ для мелких мышечных групп. |
повышенное АД | - подскоки, прыжки, - упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата | вызывают головокружение, тошноту, рвоту | - ОРУ, - игры средней подвижности, - танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов |
Расстройство носового дыхания | - быстрый темп выполнения упражнения, - задержка дыхания | Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах | - упражнения с протяжным вдохом, - звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе), - упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, - дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов |
ослабленные дети | - длительные пробежки, - игры большой подвижности | Вызывают напряжение и усталость | игры средней подвижности |
Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет мне дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Второй показатель - учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.
Результаты проведенного мониторинга в начале учебного года позволили распределить детей на три группы – дети с высокими , средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств. Обследовала 171 ребенка. С средним показателем 75 детей (46%) , с низким показателем 93 ребёнка (54%)
В своей работе я делю детей на подгруппы:
- первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.
- вторую подгруппу составляют дети частоболеющие, с третьей группой здоровья, малоподвижные дети , с низким и средним уровнем двигательных навыков , а так же дети с ослабленным зрением .
- третью подгруппу составляют ослабленные дети, дети с тяжелыми нарушениями зрения и дети инвалиды
Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.
Так как в ДО имеются группы комбинированной направленности для слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием я придерживаюсь следующих рекомендаций врача
Заболевания | Противопоказания |
Близорукость высокой степени, осложнённая и врождённая | -резкие и длительные наклоны головы и туловища, -сотрясение тела, вибрация |
Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика) смещение хрусталика. | -сотрясение тела, вибрация -значительная физическая нагрузка |
глаукома | -физические нагрузки с сильным напряжением, с сильным наклоном туловища, с низким положением головы |
Атрофия зрительного нерва. Заболевания сетчатки. | -значительная физическая нагрузка |
Работу с детьми выделенных групп, строю с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, в группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение новых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа)
Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделяю развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями (место для движений, оборудования, игрушки – двигатели). С этой целью на занятиях часто провожу игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п.
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки.
С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, определяют место для прыжков и т. д. )
Невозможно полноценное осуществление дифференцированного подхода без участия специалистов, воспитателей, родителей.
Ознакомление воспитателей с результатами мониторинга и составленными рекомендациями по каждой группе, выделенных на основании перечисленных критериев, дает возможность организовать двигательную деятельность детей в течение дня, адекватную их способностям и возможностям.
В рекомендацию входит:
- комплекс утренней гимнастики
- гимнастика после дневного сна
- упражнения для профилактики плоскостопия
- оздоровительные упражнения
- игровые упражнения
- подвижные игры
- индивидуальная работа (условные обозначения)
Условные обозначения
1- 1 подгруппа – дети с высокой двигательной активностью ( Д А), с высоким и средним уровнем двигательных навыков (Д Н), 1 и 2 группой здоровья
2- 2подгруппа- малоподвижные дети, с низким и средним уровнем ( ДН) ,3 и 4 группой здоровья
3- 3-подгруппа- ослабленные дети
У – усложнение
ЧБД – часто болеющие дети
ГА - гиперактивные дети
С – сколиоз
А – астма
м – мальчики
д – девочки
НО - нарушение осанки
СД - стеснительные дети
ВДА – высокоподвижные дети
МДА – малоподвижные дети
НДА – нормальный уровень двигательной активности
ВДН – высокий уровень двигательных навыков
НДН – низкий уровень двигательных навыков
СДН – средний уровень двигательных навыков
Д – гиперметропия
Б – миопия
РК – расходящееся косоглазие
СК – сходящееся косоглазие
ПГ – пупочная грыжа
НЗ – нарушение зрения
НР – нарушения речи
И – инвалиды
ЗЖКТ – заболевания желудочно-кишечного тракта
В – водящий
НОД – непосредственно образовательная деятельность
ИОД – индивидуальная организованная деятельность
Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях по физической культуре способствует повышению уровня физической подготовленности воспитанников нашего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексный подход к организации и проведению занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального / коррекционного / дошкольного детского дома».
Работа инструктора физкультуры с проблемными детьми, задачи, методы и способы организации , воспитания и развития....
Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам на занятиях по физической культуре
«Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Мальчик и девочка - ...
Консультация для родителей Как одеть ребенка на занятие по физической культуре?
Как одеть ребенка на занятие по физической культуре?...
Конспект сюжетно – игрового занятия по физической культуре для детей подготовительной группы с учетом гендерного подхода. «Мы туристы».
Конспект сюжетно - игрового занятия « Мы туристы» разработан для детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Для реализации индивидуально - дифференцированного подхода по половому...
Как одеть ребенка на занятие по физической культуре?
Консультация для родителей....
Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий.
Физкультурные занятия – основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него ин...
Консультация для родителей. Как привлечь ребенка к занятиям по физической культуре
Как привлечь ребенка к занятиям по физической культуре...