Открытое логопедическое индивидуальное занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
« Кобыльской детский сад «Гнёздышко»
Глушковского района Курской области
Открытое индивидуальное логопедическое занятие
«Автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.»
Занятие провел:
учитель-логопед:
Алтухова Оксана
Алексеевна
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: домик, змейка, картинки с изображением карандаша, малыша, шарфа, лягушки, камыша, кошки, шахмат, шаров, машины, вырезанный из бумаги листочек.
Ход занятия
- Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2. Артикуляционная гимнастика
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – в чашку чай мы наливаем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
-Диана, сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах.
«Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшумелись шалуны!»
-Какой звук в этом стихотворении ты услышала? Правильно, звук [ш], молодец! А давай вспомним, кто к нам приходил в гости, когда мы знакомились со звуком [ш]? Правильно, змейка Шуша. А сегодня наоборот мы с тобой отправимся к ней в гости. Но для начала вспомним, как она шипит и что это за звук такой [ш]:
3.Произношение изолированного звука [Ш].
-Как змейка Шуша шипит? Ш-ш-ш-ш-ш
4.Анализ артикуляции звука [Ш].
- Что делают губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
5.Характеристика звука [Ш] (с элементами мелкой моторики).
- Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
- Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);
- Почему он согласный?(потому, что встречается преграда)
- Какая преграда у звука [Ш]?(зубки, язык);
- Звук [ш] вонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
-Выложи из спичек большую и маленькую букву Ш ш
-Молодец. Вот мы и вспомнили наш звук, можем отправляться в гости к Шуше. Вот ее домик, но чтобы к нему подойти нужно выбрать правильный путь. Выбери тропинку, которая приведёт тебя к домику. Составь имя змейки. А какое имя нужно составить? (Шуша).
6.Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
-Вот мы и подошли к домику Шуши нужно постучать в дверь. Чтобы Шуша вышла из домика постучи как я (ребёнок повторяет за логопедом ритм, стуча карандашом по столу). Вот и вышла Шуша. Здравствуй, поздоровайся.
Какое интересное имя ШУША произнеси его, выделяя звук шшш. Сколько звуков [ш] в этом слове? где они находятся? (один в начале, второй в середине слова).
7.Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов.
Шуша спрашивает у тебя какое время года сейчас?(осень) Что происходит в природе осенью?(листья на деревьях желтеют и оподают).
– Листочки падают и шуршат, поют свою песенку. Давай споем вместе с Шушей их песенку?
ша – шо - ша – шо аш – уш – уш – аш
ша-ша – ша-ша-ша шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш ош-ош-ош – ош-ош
-Молодец. А теперь давай отдохнем.
8.Физминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели
9. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Шуша не может отгадать загадки, давай ей поможем? Отгадай загадки:
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
-Слушай следующую загадку:
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе ... .(машина)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...(карандаш)
На квадратиках доски
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.(шахматы)
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.(кошка)
Зелёная пружинка
В речку прыгает с кувшинки.
И как только ей не лень
Кувыркаться целый день?(лягушка)
Я умею раздуваться,
(только не перестараться!)
Я прошу Вас если можно –
надувайте осторожно!(шар воздушный)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (малыш)
Стоит над водой,
Трясет бородой. (камыш)
- Молодец, ты все загадки угадал правильно.
10. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука (Ш) в словах.
-А теперь Шуша просит разложить эти картинки в 3 столбика: в первом столбике буду картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором столбике картинки со звуком [ш] в середине слова, и в третьем столбике картинки со звуком [ш] на конце слова.
-Справишься с этим заданием?
11.Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- Молодец. Давай теперь выбери любые 3 картинки и составь с ними предложение.
(Бабушка связала мне шарф. Мы с родителями поехали на машине в лес. Мама купила мне цветные карандаши ).
12. Итог занятия. Домашнее задание.
- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
- Что было трудным для тебя?
-Какое задание запомнилось больше всего?
-Тебе понравилось играть с Шушей? Пойдем к ней еще в гости? Давай ты к следующему занятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шуше?
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
13. Оценка речевой деятельности детей.
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].
- И Шуше тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такой листочек. Ты молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое индивидуальное занятие - постановка звука Л в слогах "Морское путешествие"
Цели и задачи занятия.Артикуляционное гимнастика С Капмтаном язычком. Уточнение артикуляции и правильное изолированное произнесение звука [л].Упражнение на развитие речевой моторики, мелкой...
Логопедическое индивидуальное занятие - постановка звука Л в слогах "Морское путешествие"
Цели и задачи занятия.Артикуляционное гимнастика С Капмтаном язычком. Уточнение артикуляции и правильное изолированное произнесение звука [л].Упражнение на развитие речевой моторики, мелкой...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Ж) В СЛОВАХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (интерактивный стол)
Тема. Автоматизация звука (Ж) в словах, с использованием интерактивного стола.Цель: -уточнение артикуляции, а также голосообразования и дыхания звука (Ж),-развитие слуховой памяти и внимания,-за...
Конспект логопедического индивидуального занятия на тему:"Постановка звука [Л]", с использованием развивающих игр В.Воскобовича.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...
Конспект открытого логопедического индивидуально-подгруппового занятия «Отработка слоговой структуры одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных»
Конспект занятия по коррекции слоговой структуры слова....
Конспект открытого логопедического индивидуально-подгруппового занятия «Отработка слоговой структуры одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных»
Конспект занятия по коррекции слоговой структуры слова....
Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы. «Гласные звуки – А, О, У, И. Формирование фонематических представлений»
Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы. «Гласные звуки – А, О, У, И. Формирование фонематических представ...