Логопедический массаж
материал по логопедии
Проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию и научить ребёнка правильно выговаривать большое количество звуков. При соответствующей подготовке его можно проводить дома самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_massazh.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и техника проведения
классического массажа
Учитель-логопед: Алексеева А.И.
Техника массажа состоит из множества различных приемов, которые были описаны ещё врачами Древней Греции, Египта, Индии, Китая и других стран. В таблице 3 представлены основные массажные приемы и их разновидности, которые находят применение как в лечебном, так и спортивном массаже (В.И.Дубровский, 1999).
Основные приемы классического массажа и их разновидности
Основные при-емы классичес-кого массажа | Разновидности основных приемов классического массажа | Характеристика массажных приемов по направлению их выполнения | Какой частью руки выполняет-ся массажный прием (приемы) |
Поглаживание | Глажение | Плоскостное (продольное, поперечное, спиралевидное) | Ладонью, тылом кисти, указа-тельным и большим пальцами, большим пальцем и ладонной поверхностью, II-V пальцами, основанием ладони |
Гребнеобразное | |||
Щипцеобразное | Обхватывающее (зигзаго-образное, кольцевое, попе-речное) | ||
Крестообразное | |||
Растирание | Пиление | Плоскостное (продольное, поперечное, спиралевидное) | Ладонью, большим пальцем (пальцами), II-IV пальцами, основанием ладони, кулаком (кулаками), фалангами согну-тых II-V пальцев, локтевым краем кисти, предплечьем, большим и указательным паль-цами |
Смещение | |||
Щипцеобразное | Обхватывающее (зигзаго-образное, кольцевое, попе-речное) | ||
Крестообразное | |||
Разминание | Валяние, сдвигание, вы-жимание, щипцеобраз-ное, сжатие, надавлива-ние, вытяжение (растя-жение) | Продольное | Одной рукой (ординарное), двумя руками (двойное кольце-вое), большим пальцем (пальца-ми), основанием ладони, фалан-гами согнутых пальцев, поду-шечками II-IV пальцев, локтем и др. |
Поперечное | |||
Кольцевое | |||
Спиралевидное | |||
Вибрация | Потряхивание | Непрерывистая (стабильная, лабильная) | Ладонью, большим пальцем (пальцами), большим и указа-тельным пальцами, основанием ладони, указательным и сред-ним пальцем |
Встряхивание | |||
Сотрясение | Прерывистая | ||
Пересекание | |||
Ударные приемы | Рубление | Продольное | Локтевым краем кисти,ладонью (ладонями), кулаками, локте-вым краем кисти с согнутыми пальцами и др. |
Поколачивание | Поперечное | ||
Похлопывание |
В свою очередь приемы можно классифицировать как среднеглубокие ((поглаживание, растирание, выжимание), глубокие (разминание) и ударные (вибрация).
При проведении массажа нужно чередовать приемы, не делая перерывов между ними. Не следует также при проведении массажа массировать лимфатические узлы.
Начинать массаж следует мягко и нежно, затем он должен постепенно усиливаться, а в конце должны повторяться мягкие, расслабляющие приемы. Количество повторения отдельных массажных приемов различно и зависит от индивидуальных особенностей пациента и некоторых других факторов (возраст, состояние здоровья и т. п.). Определенные приемы приходится повторять до 4-5 раз, другие — реже.
Применение различных приемов массажа может быть связано с анатомо-физио-логическими особенностями массируемого участка тела, функциональным состоянием пациента, его возрастом, полом, характером и стадией того или иного заболевания.
Методика классического массажа основана на послойном воздействии на соедини-тельнотканные образования с учетом анатомо-физиологических особенностей массируе-мой области и сегментарных связей позвоночника с внутренними органами и функцио-нальными системами (В.И.Дубровский).
Сила и дозировка массажа имеют большое значение. Грубые, торопливые, бессистем-ные и неритмичные движения, а также чрезмерная длительность массажа могут вызвать болевые ощущения, судорожные сокращения мышц, раздражение коры головного мозга и перевозбуждение нервной системы. Массаж такого рода может принести вред.
Не следует также начинать массаж резкими движениями и обрывать внезапно. Первые сеансы не должны быть длительными и интенсивными, мышцы нуждаются в специальной подготовке к интенсивному воздействию. Мышцы массируемого при этом должны быть расслаблены.
Важно менять силу давления пальцев на тело и внимательно фиксировать возникающие ощущения. Делать такие тренировочные сеансы массажа нужно для того, чтобы возникло чувство ритма, при котором руки движутся непрерывно, меняя один прием на другой.
Необходимо помнить, что массажные движения должны быть направлены по ходу лимфатических путей в сторону ближайших лимфатических узлов. При массаже верхних конечностей направление движений должно идти от кисти руки к локтевому суставу, затем от локтевого сустава к подмышечной впадине.
При массировании туловища, шеи, головы движения должны направляться от грудины в стороны, к подмышечным впадинам, от крестца вверх к шее, от волосяного покрова головы к подключичным узлам.
При массаже живота прямые мышцы массируются по направлению сверху вниз, а косые, наоборот, снизу вверх.
Начинать массаж следует с больших участков тела, а затем нужно переходить к более мелким, такая последовательность способствует улучшению лимфообращения и крово-обращения организма.
Рекомендации при выполнении массажных приемов:
1) необходимо плотное касание ладони массажиста к поверхности тела при поглажи-вании и растирании;
2) следует выполнять полный захват массируемой мышцы, чтобы избежать щипания;
3) разминание должно выполняться по ходу мышечных волокон мягко, плавно, нежно;
4) при ударных приемах кисть должна быть расслаблена;
5) движения должны быть законченными, т.е. беспрерывными от начала мышцы до ее прикрепления;
6) разминание мышцы должно быть равномерным на всем ее протяжении;
7) после каждого приема разминания следует выполнять поглаживание, потряхивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"
В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа и самомассажа....
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....
Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"
Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...