"Всестороннее развитие правильной речи дошкольника"
занимательные факты по логопедии
Данный материал предназначен для повышения компетенции родителей по вопросу развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsestoronnee_razvitie_pravilnoy_rechi_doshkolnika.docx | 100.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Всестороннее развитие речи дошкольника».
ДОУ 135 г.Липецк
Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.
Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте - это наиболее благоприятные годы его жизни.
Артикуляционная гимнастика - важный шаг на пути к правильной речи.
Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.
Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.
Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.
Таблица усвоения детьми звуков речи.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.
Помните, что каждый ребенок - индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.
Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й
От 3 до 4 лет С, З, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р
Как научить ребенка говорить правильно?
Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.
Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?
- Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.
- Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.
- Пустышка - враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.
- Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.
- Использование жестов - незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.
- Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.
- Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.
- Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом
- Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.
- Правильное произнесение слов взрослыми - залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат - малыш усваивает именно такую форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов - прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.
- Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.
- Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить: «Аня держит котика», затем добавлять: «Аня держит хорошего, пушистого котика».
- Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.
- Чтение - основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.
- Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.
- Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.
- Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.
- Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.
- Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений, но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.
- Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.
- Каждый ребенок - индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.
- Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!
- Развитие мелкой моторики и овладение языком - процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.
Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...
Всестороннее развитие правильной речи дошкольника
Пожалуй, каждую семью, где растёт малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности....
Консультация для родителей «Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое зна...
"Всестороннее развитие правильной речи"
Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности. Развитие речи ребенка начинается с сам...
11.09.22 Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи.
Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи....
Всестороннее развитие правильной речи
Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...
Всестороннее развитие правильной речи
1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лекс...