Всестороннее развитие правильной речи
консультация

1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи.
 
Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:
 
чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать
предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);
 
в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,
четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);
 
обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой
системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);
 
привлекать внимание детей к правильному пониманию и
употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);
 
учить согласовывать существительные с прилагательными и
числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);
 
обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть
продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);
 
игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих
книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.
 
читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,
обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.
 
2. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
 
 
 
3. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов - описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
 
 
 
4. Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
 
 
 
5. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
 
 
 
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!
 
В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.
 
 
 
7. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
 
 
 
8. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Всестороннее развитие правильной речи дошкольника

Пожалуй, каждую семью, где растёт малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности....

Консультация для родителей «Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое зна...

"Всестороннее развитие правильной речи"

Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности. Развитие речи ребенка начинается с сам...

11.09.22 Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи.

Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи....

Всестороннее развитие правильной речи

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...

"Всестороннее развитие правильной речи дошкольника"

Данный материал предназначен для повышения компетенции родителей по вопросу развития речи детей дошкольного возраста....