Профилактика дисграфии у детей с ТНР
проект по логопедии
Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы:
- Определение структуры и выраженности имеющихся дефектов (первичное обследование и повторная диагностика речевого развития с целью определения динамики;
- Коррекционно - развивающая работа с детьми (проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий);
- Комплексная работа с воспитателями, муз. руководителем, психологом.
- Проведение консультативно – обучающей работы с родителями по взаимодействию с ребёнком (консультации, обучающие занятия, семинары, родительские собрания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_u_detey_s_tnr.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии у детей с ТНР
Задачи коррекционной работы:
- формировать (всеми доступными методами) звукопроизношение у детей;
- развивать фонематические процессы (фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- способствовать обогащению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, используя информационные компьютерные технологии;
- стимулировать развитие высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания;
- развивать буквенный гнозис, обучать дифференцировке смешиваемых букв;
- развивать зрительно – моторную координацию;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
- помочь детям освоить понятия (предложение, слово, слог, буква, звук);
- формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, оптико-пространственные представления;
- повышать компетентность воспитателей, педагогов и родителей по данной проблеме;
Чтобы начать работу по профилактике дисграфии, необходимо было выявить детей с предпосылками.
Для решения поставленных задач необходимо:
Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы:
- Определение структуры и выраженности имеющихся дефектов (первичное обследование и повторная диагностика речевого развития с целью определения динамики;
- Коррекционно - развивающая работа с детьми (проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий);
- Комплексная работа с воспитателями, муз. руководителем, психологом.
- Проведение консультативно – обучающей работы с родителями по взаимодействию с ребёнком (консультации, обучающие занятия, семинары, родительские собрания)
Система работы по профилактике дисграфии у детей с ОНР
Работа по профилактике артикуляторно – акустической дисграфии.
Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит в появлению однотипных буквенных замен, о чём говорится в работах Н.С Жуковой, Е.М Мастюковой. Поэтому, работу по профилактике начинала:
- С воспитания слуховой дифференциации заменяемых звуков.
- Подготовка к постановке звука, постановка звука, автоматизация.
- Работу завершала дифференциацией ранее заменявшего звука от звука – заместителя. Одновременно предлагала детям упражнения на развития фонематического анализа слов («Поймай звук», «Место звука в слове»)
Профилактика дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза.
Для того чтобы научить детей слышать звуки в речи, мне необходимо развивать у детей фонетико-фонематический слух. В этом мне помогало пособие Н.В. Дуровой «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха. 2010г . В этом пособии представлены по возрастам задания для детей, которые я выбирала в соответствии темой. Из пособия Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» я использовала для работы дидактические игры, типа: « Кто в домике живёт», «Построим пирамидку», «Включи телевизор», «Как их зовут», «Поезд».
Аналитико-синтетический метод является главным в профилактике дисграфии на почве несформированости фонематического анализа и синтеза.
Профилактика аграмматической дисграфии.
Профилактика аграмматической дисграфии невозможна без обследования и уточнения понимания смыслового значения слов, систематизации имеющегося у детей словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно раньше познакомить ребёнка в доступной для него форме. Имеющие в языке слова систематизированы по частям речи. Исходя из этого, работу над словарём осуществляла именно над уточнением, расширением, активизацией данных всех частей речи. Особенно мне помогали в работе по развитию словарного запаса и формированию грамматических категорий компьютерные игры, видеопрезентации, интерактивные игры, которые сейчас широко используются учителями-логопедами в детском саду.
Работу по развитию связной речи осуществляла в следующих направлениях:
- Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию, затем – по следам демонстрируемого действия.
- Пересказ с использованием сюжетных картин, сначала с образцом рассказа логопеда, затем – без образца.
- Пересказ с опорой на одну сюжетную картину по вопросному плану логопеда.
- Пересказ с опорой на графический план-схему рассказа с привязкой к лексической теме.
- Пересказ по сюжетной картине самостоятельно.
- Творческое рассказывание
- Моделирование русских народных и логопедических сказок.
Профилактика оптической и моторной дисграфии.
Моя задача заключается в устранении у ребёнка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которое в дальнейшем является препятствием к усвоению букв (развитию пространственных представлений, ориентировке на листе бумаги, зрительному анализу и синтезу, дифференциации букв) Для этого я использовала разнообразные игровые задания и упражнения, которые брала из логопедических тетрадей И.В. Баскаковой, М.И. Лынской, рабочих тетрадей М.И. Гилёвой «Развитие мелкой моторики». В старшей группе давала детям задания на использование пространственных предлогов, на ориентировку в правой, левой сторонах; в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; давала детям представления о форме, величине предметов; на узнавание предметов в усложнённых условиях. В подготовительной группе работала больше над графическим образом букв. Использовала различные приёмы, помогающие детям лучше запомнить буквы и дифференцировать их.
Обучала детей рисованию букв в тетради по точкам и без ориентира, упражняла в ориентировке в тетради, учила детей правильно держать ручку. Для этого предлагала детям различные задания: « Обведи по точкам», «Дорисуй недостающий элемент», «Нарисуй в левом нижнем углу», «Отсчитай 3 клетки сверху, 3 клетки слева и нарисуй круг», «Зачеркни неправильную букву», «Волшебница - ручка», «Буква спряталась», «Составь букву из частей» и т.д.
Для профилактики моторной дисграфии проводила пальчиковые и артикуляционные игротренинги, которые использовала как физминутки на занятиях.
Работа с родителями
Для эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьёй. Ведь в семье, где все её члены заинтересованы в успехе и развитии ребёнка, результат появляется значительно быстрее. Непрерывную связь с родителями осуществляю с помощью разнообразных форм работы.
Приходя на консультации, родители видели как положительную динамику, так и трудности ребенка в овладении системой языка. Проводила консультации, родительские собрания на темы:
- « Словарь – основа речи»
- «Содержание логопедических занятий».
- «Советы по работе с логопедическими тетрадями»
- Игровые методы и приемы для преодоления речевых нарушений.
- Что такое дисграфия? Виды дисграфий. Профилактика предупреждения дисграфии у детей с ОНР.
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
Во время индивидуальных бесед пыталась убедить родителей в необходимости и эффективности оказания ребенку своевременной логопедической помощи. Проводила игротренинги с родителями по обучению выполнения артикуляционных и пальчиковых упражнений, разучиванию диалогов, словесных и дидактических игр и многое другое.
В приёмной оформила уголок: «Советы логопеда», в котором еженедельно вывешивала тему недели, изучаемый звук, периодически меняла информацию. Старалась учитывать потребности и запросы родителей. На каждый возникающий вопрос предоставляла необходимую информацию.
Показывала открытые занятия по звуковой культуре речи для родителей: « В гостях у королевы звуков и букв», где родители на практике посмотрели работу по профилактике всех видов дисграфий. Очень нравится форма организации занятия: «Коррекционный калейдоскоп». На таком собрании совмещаю разные виды взаимодействия с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал будет полезен учителям-логопедам....
"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".
quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...