Профилактика дисграфии у детей с ТНР
проект по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы:

  • Определение структуры и выраженности имеющихся дефектов (первичное обследование и повторная диагностика речевого развития с целью определения динамики;
  • Коррекционно - развивающая работа с детьми (проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий);
  • Комплексная работа с воспитателями, муз. руководителем, психологом.
  •  Проведение консультативно – обучающей работы с родителями по взаимодействию с ребёнком (консультации, обучающие занятия, семинары, родительские собрания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_u_detey_s_tnr.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у детей с ТНР

Задачи коррекционной работы:

  • формировать (всеми доступными методами) звукопроизношение у детей;
  • развивать фонематические процессы (фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • способствовать обогащению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, используя информационные компьютерные технологии;
  • стимулировать развитие высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания;
  • развивать буквенный гнозис, обучать дифференцировке смешиваемых букв;
  • развивать зрительно – моторную координацию;
  • развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
  • помочь детям освоить понятия (предложение, слово, слог, буква, звук);
  • формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, оптико-пространственные представления;
  • повышать компетентность воспитателей, педагогов и родителей по данной проблеме;

Чтобы начать работу по профилактике дисграфии, необходимо было выявить детей с предпосылками.

Для решения поставленных задач необходимо:

Организация и осуществление коррекционно - развивающей работы:

  • Определение структуры и выраженности имеющихся дефектов (первичное обследование и повторная диагностика речевого развития с целью определения динамики;
  • Коррекционно - развивающая работа с детьми (проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных занятий);
  • Комплексная работа с воспитателями, муз. руководителем, психологом.
  •  Проведение консультативно – обучающей работы с родителями по взаимодействию с ребёнком (консультации, обучающие занятия, семинары, родительские собрания)

Система работы по профилактике дисграфии у детей с ОНР

        

Работа по профилактике артикуляторно – акустической дисграфии.

Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит в появлению однотипных буквенных замен, о чём говорится в работах Н.С Жуковой, Е.М Мастюковой. Поэтому, работу по профилактике начинала:

  1. С воспитания слуховой дифференциации заменяемых звуков.
  2. Подготовка к постановке звука, постановка звука, автоматизация.
  3. Работу завершала дифференциацией ранее заменявшего звука от звука – заместителя. Одновременно предлагала детям упражнения на развития фонематического анализа слов («Поймай звук», «Место звука в слове»)

Профилактика дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза.

Для того чтобы научить детей слышать звуки в речи, мне необходимо развивать у детей фонетико-фонематический слух. В этом мне помогало пособие Н.В. Дуровой «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха. 2010г . В этом пособии представлены по возрастам задания для детей, которые я выбирала в соответствии темой. Из пособия Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» я использовала для работы дидактические игры, типа: « Кто в домике живёт», «Построим пирамидку», «Включи телевизор», «Как их зовут», «Поезд».

Аналитико-синтетический метод является главным в профилактике дисграфии на почве несформированости фонематического анализа и синтеза.

Профилактика аграмматической дисграфии.

Профилактика аграмматической дисграфии невозможна без обследования и уточнения понимания смыслового значения слов, систематизации имеющегося у детей словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно раньше познакомить ребёнка в доступной для него форме. Имеющие в языке слова систематизированы по частям речи. Исходя из этого, работу над словарём осуществляла именно над уточнением, расширением, активизацией данных всех частей речи. Особенно мне помогали в работе по развитию словарного запаса и формированию грамматических категорий компьютерные игры, видеопрезентации, интерактивные игры, которые сейчас широко используются учителями-логопедами в детском саду.

Работу по развитию связной речи осуществляла в следующих направлениях:

  • Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию, затем – по следам демонстрируемого действия.
  • Пересказ с использованием сюжетных картин, сначала с образцом рассказа логопеда, затем – без образца.
  • Пересказ с опорой на одну сюжетную картину по вопросному плану логопеда.
  • Пересказ с опорой на графический план-схему рассказа с привязкой к лексической теме.
  • Пересказ по сюжетной картине самостоятельно.
  • Творческое рассказывание
  • Моделирование русских народных и логопедических сказок.

Профилактика оптической и моторной дисграфии.

Моя задача заключается в устранении у ребёнка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которое в дальнейшем является препятствием к усвоению букв (развитию пространственных представлений, ориентировке на листе бумаги, зрительному анализу и синтезу, дифференциации букв) Для этого я использовала разнообразные игровые задания и упражнения, которые брала из логопедических тетрадей И.В. Баскаковой, М.И. Лынской, рабочих тетрадей М.И. Гилёвой «Развитие мелкой моторики». В старшей группе давала детям задания на использование пространственных предлогов, на ориентировку в правой, левой сторонах; в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; давала детям представления о форме, величине предметов; на узнавание предметов в усложнённых условиях. В подготовительной группе работала больше над графическим образом букв. Использовала различные приёмы, помогающие детям лучше запомнить буквы и дифференцировать их.

Обучала детей рисованию букв в тетради по точкам и без ориентира, упражняла в ориентировке в тетради, учила детей правильно держать ручку. Для этого предлагала детям различные задания: « Обведи по точкам», «Дорисуй недостающий элемент», «Нарисуй в левом нижнем углу», «Отсчитай 3 клетки сверху, 3 клетки слева и нарисуй круг», «Зачеркни неправильную букву», «Волшебница - ручка», «Буква спряталась», «Составь букву из частей» и т.д.

Для профилактики моторной дисграфии проводила пальчиковые и артикуляционные игротренинги, которые использовала как физминутки на занятиях

Работа с родителями

Для эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьёй. Ведь в семье, где все её члены заинтересованы в успехе и развитии ребёнка, результат появляется значительно быстрее. Непрерывную связь с родителями осуществляю с помощью разнообразных форм работы.

Приходя на консультации, родители видели как положительную динамику, так и трудности ребенка в овладении системой языка. Проводила консультации, родительские собрания на темы:

  • « Словарь – основа речи»
  • «Содержание логопедических занятий».
  • «Советы по работе с логопедическими тетрадями»
  • Игровые методы и приемы для преодоления речевых нарушений.
  • Что такое дисграфия? Виды дисграфий. Профилактика предупреждения дисграфии у детей с ОНР.
  • Готов ли ваш ребёнок к школе?

Во время индивидуальных бесед пыталась убедить родителей в необходимости и эффективности оказания ребенку своевременной логопедической помощи. Проводила игротренинги с родителями по обучению выполнения артикуляционных и пальчиковых упражнений, разучиванию диалогов, словесных и дидактических игр и многое другое.

В приёмной оформила уголок: «Советы логопеда», в котором еженедельно вывешивала тему недели, изучаемый звук, периодически меняла информацию. Старалась учитывать потребности и запросы родителей. На каждый возникающий вопрос предоставляла необходимую информацию.

Показывала открытые занятия по звуковой культуре речи для родителей: « В гостях у королевы звуков и букв», где родители на практике посмотрели работу по профилактике всех видов дисграфий. Очень нравится форма организации занятия: «Коррекционный калейдоскоп». На таком собрании совмещаю разные виды взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...