«Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»
консультация по логопедии
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо и правильно выработанному речевому дыханию.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) и речевое дыхание развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы артикуляционного аппарата и плавное речевое дыхание, участвующие в речевом акте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polza_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 255.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Солдатова Д.В., учитель – логопед МАДОУ – детский сад № 366
Консультация
«Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо и правильно выработанному речевому дыханию.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) и речевое дыхание развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы артикуляционного аппарата и плавное речевое дыхание, участвующие в речевом акте.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Цель упражнений для речевого дыхательных - укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей, развитие и совершенствование диафрагмального дыхания.
Рекомендации по проведению дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
- Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина и он может сделать большой забор воздуха, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания дома:
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
- Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Покажите правильное выполнение упражнения.
- Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
- Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики
- «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы.
- «Лопатка»: приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
- «Чашечка»: приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
- «Лошадка»: открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
- «Грибок»: широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
- «Красим верхний заборчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
- «Красим потолок»: открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика- система упражнений для речевых органов.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений....
Подборка игровых упражнений по лексическим темам, направленных на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а так же речевого дыхания
Предложенный материал разделен по лексическим темам: посуда, пища, бытовая техника и инструменты, весна, дикие животные жарких стран, дикие животные, дом, домашние животные, домашние птицы, зима, овощ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
Консультация для родителей: "Необходимость выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики"
Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики....
Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики
Описание упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики...
Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики
Научить детей правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом...
Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму
Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...