«Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»
консультация по логопедии

Солдатова Дарья Владимировна

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо и правильно выработанному речевому дыханию.

 У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) и речевое дыхание развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы артикуляционного аппарата и плавное речевое дыхание, участвующие в речевом акте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polza_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx255.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Солдатова Д.В., учитель – логопед МАДОУ – детский сад № 366

Консультация

«Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»

606432-devochka_s_zerkalom.jpg

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо и правильно выработанному речевому дыханию.

         У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) и речевое дыхание развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы артикуляционного аппарата и плавное речевое дыхание, участвующие в речевом акте.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель упражнений для речевого дыхательных - укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей, развитие и совершенствование диафрагмального дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина и он может сделать большой забор воздуха, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания дома:

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

  1. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Покажите правильное выполнение упражнения.
  3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

  1. «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы.
  2. «Лопатка»: приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  3. «Чашечка»: приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
  4. «Лошадка»: открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
  5. «Грибок»: широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
  6. «Красим верхний заборчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  7. «Красим потолок»: открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика- система упражнений для речевых органов.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений....

Подборка игровых упражнений по лексическим темам, направленных на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а так же речевого дыхания

Предложенный материал разделен по лексическим темам: посуда, пища, бытовая техника и инструменты, весна, дикие животные жарких стран, дикие животные, дом, домашние животные, домашние птицы, зима, овощ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики

Описание упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики...

Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики

Научить детей правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом...

Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму

Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...