Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа)
Описание упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 479.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКОВ:
[Ш], [Ж],[Щ],[Ч].
«Окошко»
Рот прикрою я немножко, |
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
Обратите внимание! 1.Видны верхние и нижние зубы!
2. Если двигается верхняя или нижняя губа - следует придержать губу пальцем.
3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему. Если поднимается нижняя губа: плавно опуская пальцами подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.
Если опускается верхняя губа - можно помочь, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом вepxняя губа поднимается и открываются верхние зубы.
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» («НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»)
| А теперь уж не зубами — Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». |
Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе — |
Цель:Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.
3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
«Парус»
| Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, но стараться, чтобы язык был широким.
«Индюк»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Обратите внимание!
Кончик языка загибается кверху. Рот не закрывать!
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперёд, |
Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек ваты и сдуть его — она летит вверх.
Обратите внимание!
1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
2. Не сжимать язык зубами.
3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.
2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор:«чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
Цель:Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание:Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
«Чистим верхние зубы»
(С внутренней стороны)
Зубы верхние — смотри: |
Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание!
1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
| Язык — как кисточка моя, |
Цель: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание!
1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«Лошадка»
Рот широко открываю, |
Цель: Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Грибок»
Широко открою рот, |
Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо, |
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» , выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей
Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...
Упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики
Научить детей правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом...
«Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорош...
Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму
Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...