Консультация для родителей на тему: "Необходимость выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики".
консультация по логопедии (средняя группа)
Правила выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Кораблик» г. Волжска Республики Марий Эл
Консультация для родителей на тему:
«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»
Выполнила: учитель-логопед
Дмитриева Татьяна Сергеевна
2022, Волжск
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
- Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
- Если ребенок выполняет упражнения недостаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено.
- Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс дыхательных упражнений
1. СНЕГ.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.
2. КОРАБЛИКИ
Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.
3. ФУТБОЛ
Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.
4. ПУЗЫРЬКИ
Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.
5. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
6. ДУДОЧКА
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
7. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
8. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.
Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.
9. СВЕЧА.
Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
10. КОСАРИ.
Упражнение выполняется, маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».
В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.
При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;
Произносить на одном выдохе сочетания из 2,затем 3 гласных звуков:
АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …
АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …
Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …
ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …
ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА
Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:
ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО
В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-701642-1446922962.jpg)
Буклет "Рекомендации по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики"
Данный материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/22/picture-1016079-1534954578.jpg)
Консультация для родителей: "Необходимость выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики"
Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/08/picture-1007047-1699454815.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
Артикуляционная гимнастика в картинках....
Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-1300248-1731998302.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»
Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/09/picture-1520066-1712659868.jpg)
Тренинг «Нетрадиционные способы выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики»
Выступление на Муниципальном фестивале педагогических идей. г.Арамиль, 2024 г....