«Дыхательные упражнения, как средство формирования правильной речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-логопедическая работа по преодолении речевых нарушений у детей с ЗПР обязателно включает в себя работу над дыханием. Цель дыхательной гимнастики: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичноее дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnye_uprazhneniya_kak_sredstvo_formirovaniya_pravilnoy_rechi.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дыхательные упражнения, как средство формирования правильной речи»
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР обязательно включает в себя работу над дыханием.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
И сегодня мы хотим вас познакомить с играми и упражнениями, направленные на речевое дыхание, которое важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Цель дыхательной гимнастики: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
В настоящее время существует множество разновидностей дыхательной гимнастики, но самые популярные это по методу А.Н. Стрельниковой, Б.С. Толкачёва и К.П. Бутейко.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка с ЗПР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в сказочный мир игр, песен, стихов.
Наша задача состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.
Только комплексное воздействие, со стороны всех специалистов и в тесном взаимодействии с родителями, позволит достичь наилучших результатов в коррекции нарушений развития речи.
Наша группа не первый год работает над проектом «Дышим правильно – развиваем речь»
Мы стараемся у детей развивать познавательные и речевые способности. На занятиях используются различные пособия для дыхательных упражнений, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Например:
«Шарики». Педагог раздает картинки «мальчик с воздушным шариком». Шарики тонкими нитками прикреплены к «мальчику». Дуть на шарики можно только на одном выдохе.
2.«Чей пароход дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера и т. п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
«Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, катушку от ниток и т. п.).
«Шторм». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
5.«Бабочки». Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
6.«Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
«Варежка». Перед детьми раскладывают «варежки» со снежинками, вырезанными из тонкой бумаги. Снежинки тонкими нитками прикреплены к «варежке». Дуть на варежку можно только на одном выдохе. И другие упражнения.
Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция. Вдох через рот быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
Например:
1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).
2. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.
3. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам - труба гудит: у-у-у; предметам - кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у- у; животным - медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы - ветер воет: у-у-у; людям - девочка плачет: а-а-а.
И другие упражнения.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом).
Например:
1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2. Произношение согласных по звуковым дорожкам (звенит комарик: з-з-з; ревет трактор: р-р-р; змея ползет: ш-ш-ш; дует ветерок: с-с-с; жук жужжит: ж-ж-ж; «не шумите»: тс-с-с-с.
3.«Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз).
4.«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6-8раз).
5.«Дует ветер». Дети водят хоровод. Педагог сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В-В (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют).
И другие упражнения.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т. е. сначала дается один слог, потом два, три и т. д.
Например:
1.«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
2.«Лесенка». На доске - картинка или макет лесенки. По ходу игры педагог ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Цель - воспроизвести звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (произносим низким и громким голосом: ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (произносим более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (произносим громким и высоким голосом: ку-ка- ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (произносим низким и тихим голосом: ж-ж-ж). На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (произносим тихим и высоким голосом: з-з-з).
И другие упражнения.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.
Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т. е. движениями руки в такт проговариванию.
Например:
1. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе) : понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т. д.
2. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.
3. Перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Инструкция. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.
Например:
1.«Цветы». Педагог ставит в вазу букет цветов. Каждый называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
Комплекс можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики также учитываем:
− Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;
− Доступную степень сложности упражнений для детей каждого возраста;
− Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры вентиляцию всех отделов легких.
Дети всегда рассказывают дома о том, чем они занимались в детском саду. Родители заинтересовались нашими занятиями и с удовольствием включились в образовательный процесс детского сада. Они получают подробные консультации по организации дыхательных упражнений и игр на развитие дыхания, которые могут проводить дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхание как средство формирования правильной речи"
Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от правильной пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом!...
Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "
Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...
Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...
Исследование на тему «Использование физических упражнений как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»
Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование правильной осанки у детей....
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...