Педагогический проект " Будем правильно читать и писать"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Педагогический проект " Будем правильно читать и писать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_budem_pravilno_chitat_i_pisatdokument_microsoft_office_word.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Педагогический проект
« Будем правильно читать и писать»
Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет общеразвивающих групп детского сада.
Тема проекта: «Предупреждение дислексии и дисграфии у дошкольников с нарушениями речи »
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный
Участники проекта: Учитель-логопед, дети с ФФНР 6-7 лет, педагоги, родители.
Актуальность
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей ДОУ. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;
- Способность работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.
Проблема: у детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоты, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Исходя из этого, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и тем, что они умеют.
Проект «Будем правильно читать и писать» позволяет решить основные задачи обучения - сформировать элементарные навыки чтения и письма у детей с нарушениями речи.
Цель: подготовить дошкольников с ФФНР и ОНР к обучению грамоте с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
- Развивать фонематические процессы для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
- .Совершенствовать пространственную ориентировку;
- Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..
- Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
- Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
- Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Предполагаемый результат проекта:
- Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
- Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
- Четко дифференцировать звуки родного языка;
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
- Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Сроки разработки и реализации проекта: 1 год
Ресурсы проекта:
- материально-технические ресурсы;
- информационно-деловое оснащение проекта;
- наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
- материал для детской продуктивной деятельности;
- кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
- интернет ресурс.
Планирование и реализация проекта
1 этап: Подготовительный
- Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
- Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения - Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
- Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап: Основной
Месяц | Форма и содержание | Цель | Участники |
Сентябрь | Диагностика уровня развития речи. Анкетирование родителей | Выявление уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии. | Логопед, воспитатели, родители |
Октябрь | 1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей с ФФНР» 2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать» 3. Чтение худ. произведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква» 4. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Воспитывать у детей интерес к обучению грамоте. | Логопед, воспитатели, родители, дети |
Ноябрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко» 2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка» 3. Логоритмика «Весёлые звуки!» | Развивать фонематические представления и чувств ритма. Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме | Логопед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель |
Декабрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»: Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Зеркальные буквы» 2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах» 3.Посетить « Праздник букваря» в школе | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Вооружить родителей практическими знаниями . Преемственность со школой. | Все участники проекта |
Январь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог» «Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом» 2.Логопедическая гостиная для родителей. 3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии» | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте | Все участники проекта |
Февраль | 1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», «Слоговое домино» 2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки 3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе» | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Закрепление знаний по теме через творческую работу. | Все участники проекта |
Март | 11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы. 2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома «Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям» 3. Ритмический рисунок слов и их интонационная окраска . | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии. | Все участники проекта |
Апрель | 1Д/И на Ударение «Магазин» Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога. Интонационная выразительность и знаки препинания (игры) 2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы» 3. Викторина для детей «На пороге школы» | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Преемственность ДОУ и школы Выявить уровень знаний у детей по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов |
Май | Диагностика детей Итоговое анкетирование родителей. Итоги психологической готовности детей к школе. Презентация проекта. Размещение материала на сайте ДОУ. | Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту. Распространение опыта по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог |
3 этап. Заключительный
- Диагностика детей
- Итоговое анкетирование родителей.
- Итоги психологической готовности детей к школе.
- Презентация проекта.
- Размещение материала на сайте ДОУ.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
- Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».
Заключение.
При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута.
Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.
Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.
Предполагаемый результат:
- Создать предпосылки грамотного овладения письмом и чтением.
- Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
- Четко дифференцировать звуки родного языка;
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
- Повысить уровень заинтересованности, активности, творческого участия родителей в подготовке к школе своих детей.
- Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Создать условия для cотрудничества педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Будем говорить красиво"
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вов...
Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"
Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...
Педагогический проект "Будь здоров малыш!"
"Будь здоров, малыш"...
Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»
Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...
Педагогический проект "Будем Родину любить, будем в Армии служить"
Цель данного проекта: Формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за родную страну и Российскую армию....
Проект» Будем правильно дышать и здоровье сохранять»
Воспитательная работа....
Проект: «Будем правильно дышать и здоровье сохранять»
Тип Проекта: познавательно-оздоровительная направленность.Цель ПроектаФормирование осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни через ознакомление детей со ст...