ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
методическая разработка по логопедии

Якушова Ирина Алексеевна

АННОТАЦИЯ

В статье описано применение метода "Пальчиковый театр" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Приведены преимущества этого метода, задачи и общие требования по организации коррекционной работы с использованием пальчикового театра. Описана технология изготовления кукол своими руками из подручного материала, а также система применения пальчикового театра в работе с детьми ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_teatr_v_korrektsionno.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Якушова Ирина Алексеевна

МАДОУ ЦРР - детский сад "Аленушка" п.Селенгинск,

учитель-логопед

Yakushowa-irina2020@mail.ru

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

АННОТАЦИЯ

В статье описано применение метода "Пальчиковый театр" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Приведены преимущества этого метода, задачи и общие требования по организации коррекционной работы с использованием пальчикового театра. Описана технология изготовления кукол своими руками из подручного материала, а также система применения пальчикового театра в работе с детьми ОНР.

Ключевые слова: логопедия, куклотерапия, коррекция звукопроизношения, пальчиковый театр, ОНР

Развитие ребенка становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое увлечение гаджетами, бедное, безграмотное "говорение" с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромная ответственность работы учителя-логопеда, занимающегося коррекцией и развитием речи подрастающего поколения.[1. с.1]

Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.

Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР) [2, с.1].

Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Использование пальчикового театра позволяет решить большинство этих задач.

Задачи пальчикового театра:

  1. Коррекционно-образовательные: развивать речь, фонематическое восприятие, уточнение структуры предложений, совершенствование связных высказываний.
  2. Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности.
  3. Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, мелкой моторики. [3, c.1]

Общие  требования по организации коррекционной работы с использованием пальчикового театра:

1. Подбор речевого материала (адаптированные стихотворения, игры, сказки должны соответствовать возрасту и требованиям образовательной программы)

2. Тренировка основного механизма театра - пальцев (игры по развитию мелкой моторике пальцев рук, упражнения с куклой)

3. Чтение сказки, обсуждение сюжетной линии, поступков героев, игры на развитие памяти, внимания, мышления, определение актеров, подготовка декорации)

4. Внешний вид куклы

5. Правила бережного пользования куклой.

Алгоритм изготовления кукол для пальчикового театра

  1. Приобретаем необходимое оборудование для изготовления кукол

2. Рисуем эскизы

3. Вырезаем по эскизам детали

4. Сшиваем детали, наполняя синтепоном

5. Дополняем куклы разными аксессуарами

Необходимое оборудование:

 салфетки из вискозы разного цвета; ножницы; нитки разного цвета; игла; синтепон; аксессуары; клей.

В образовательный процесс с детьми ОНР включена система занятий с использованием куклотерапии в разных видах деятельности дошкольников, что предполагает погружение детей в темы:

  • "Театр" - через посещение спектаклей, репетиций с целью наблюдения за работой кукловодов
  • "Кукла" - через изготовление кукол силами педагога и родителей
  • "Сказка" - ознакомление с русскими народными сказками через многообразие форм работы с произведением - чтение, пересказ, фантазирование.

                В коррекционной работе с детьми включаются:

  • игры по нахождению рифмы к ключевым словам сказки, сочинение чистоговорок с опорой на содержание сказки, игра "Угадай героя по описанию", Игра "Кто за кем?("Репка"), игра "Угадай, кого я загадала", "Скажи наоборот", "Кто лишний", "Скажи с разной интонацией", "Скажи, как герой сказки"
  • работа с куклой - обыгрывание кукол, театрализация, сюжетная игра "Кукольный театр" (инсценировки-показы детям младших групп с приглашением родителей)

        Таким образом, пальчиковый театр облегчает процесс формирования связной монологической речи, а также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность и стимулирует к активному участию на занятии. дети выражают инициативу участвовать в инсценировке русских народных сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

        На начальных этапах могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием  пальчикового театра. Например, дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, кукла спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой и закрепления их в практической деятельности.

        

Список литературы

1. https://pandia.ru/text/78/299/27576.php -  сайт pandia.ru Статья Пархоменко В.Н. « Куклотерапия в коррекционной работе с детьми логопедических групп»2. 2. http://sun37.ru/archives/923 - сайт детского сада "Солнышко" Ольга Александровна Шаяхметова Статья "Общее недоразвитие речи у детей"

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/05/17/kukloterapiya-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda - сайт nsportal.ru Старикова С.В. Статья "Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Цель: использование  пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений    в коррекционно-развивающей работе        Задачи:образовательные:- развива...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Реализация работы по формированию основ нравственно-патриотического воспитания в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....