Использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Евтушенко Людмила Павловна

Цель: использование  пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений    в коррекционно-развивающей работе

 

      Задачи:

образовательные:

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать способность к согласованию движений рук и пальцев;

- обучать приёмам проведения дыхательной гимнастики

- развивать виды памяти через пальчиковую гимнастику: эмоциональную,

        образную, двигательно-моторную, произвольную;

 - использование игры с песком для закрепления словаря по теме «Дикие и

   домашние животные, животные жарких стран».  

 

 коррекционные:

- развивать общую и мелкую моторику, умение координировать

  последовательность движений;

- развивать дыхательную мускулатуру;

- формировать плавный выдох, направленную воздушную струю;

- развивать фонематический слух;    

- стимулировать действие речевых зон коры головного мозга детей;

 

 воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре, развивать внимание и память.

- воспитывать желание заниматься, усидчивость, умение сосредоточиться

   на задании;

- формировать умение оценивать свою деятельность;

- формировать самостоятельность и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zan.pal_.gim_.dyh_._sayt_16g.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино Белгородской области»

 

 Открытое занятие  

педагогической деятельности 

«Использование  пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений

в коррекционно-развивающей работе

учителя-логопеда»

  

подготовила:

учитель – логопед

Евтушенко Людмила Павловна

 

                                                               

                                                                      г. Шебекино    

 

   

Цель: использование  пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений    в коррекционно-развивающей работе

      Задачи:

образовательные: 

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать способность к согласованию движений рук и пальцев;

- обучать приёмам проведения дыхательной гимнастики

- развивать виды памяти через пальчиковую гимнастику: эмоциональную,

        образную, двигательно-моторную, произвольную;

 - использование игры с песком для закрепления словаря по теме «Дикие и

   домашние животные, животные жарких стран».  

 

 коррекционные: 

- развивать общую и мелкую моторику, умение координировать

  последовательность движений;

- развивать дыхательную мускулатуру;

- формировать плавный выдох, направленную воздушную струю;

- развивать фонематический слух;    

- стимулировать действие речевых зон коры головного мозга детей;

 

 воспитательные: 

- воспитывать умение работать в паре, развивать внимание и память.

- воспитывать желание заниматься, усидчивость, умение сосредоточиться

   на задании;

- формировать умение оценивать свою деятельность;

- формировать самостоятельность и ответственность.

 

 Оборудование: 

нарисованные следы, шкатулка с воздушным змеем, свистульки «длинные языки», поющая лошадка с шариками в мешочке, монетки, три деревянных карандаша, две вертушки, два  аквариума, резиновые рыбки, соломинки,  игрушка пеликан, четыре тарелочки, песочные часы, спираль,  искусственная травка, игрушка паучок,  массажные шарики Су-Джок,  два колпачка,     разноцветные стеклянные шарики, лёгкие пластиковые яблочки, шарики из фольги  для отработки воздушной струи, макароны ракушки, пластиковая коробка с песком, четыре юлы, кашпо с горохом, лабиринты для пения звуков (кошка, мышка, цыплёнок), шесть машинок, массажёры: механический с ручкой, деревянный с шариками, для пальчиков, ёжик с шипами; ёжик с колючками, щётка для рук, курочка с цыплёнком, голова куклы с длинным языком,  дерево – лабиринт, корзинка с игрушками: лев, жираф, слон, бегемот, носорог, кенгуру; лиса, волк, медведь, ёжик, олень, лось, заяц; собака, лошадь, корова, поросята, коза, кошка, бык; ящик с песком, указка.

      Словарная работа: девиз, ритм, копилочка, аквариум, лабиринт.

 

 Ход занятия

-   Дети идут по следочкам, вытянув руки в стороны  (развитие общей моторики).

     к волшебной коробочке. Что в ней? Воздушный змей.

 -  Бросаем воздушного змея друг другу на выдохе через плечо, произносим:

    УХ…

 - Что такое девиз?

 - Деви́з -  слово или   фраза, определяющая поведение.

 - Скажем наш девиз: (дети  зажимают один за другим пальцы на руке)

 - люби себя, учись прощать, делай добро, дружи со всеми, будь радостным.

 - Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

 - Мы спокойны и приветливы.

 - Мы здоровы.

   Сделайте глубокий вдох через нос.

   Вдохнём в себя свежесть, доброту и  красоту.

   Выдохнем через ротик все обиды и огорчения.  

 - Вы правильно выполниляли  задания.

  1. Организационный момент.

–Что такое ритм?

- Ритм – это  сочетание звуков и пауз.

- Возьмите карандаш, который нравится, отстукайте ритм как я…

  Дети отстукивают карандашом ритм  1–1+1, 1 +1–1 +1, 1+1+1–1+1 и т. д…

- Дуем на спиральку, на вертушки…  

 

- Что это? Свистульки  «длинные языки». Позовём лошадку Ладу свистульками, дуем в них, не надувая щёк.

- Лошадка Лада  скачет к нам (дети щёлкают язычками), она умеет петь.

  Послушайте её  и скажите, как она в своей песенке называет себя…  

 Дети бросают в мешочек по монетке.

- Брось в меня монетку, я тебе спою.

- Я твоя копилочка, я денежки люблю…

- Я такая милая, копилочка красивая,

- Я весело монетками звеню…

 Дети называют слова: копилочка, милая, красивая…    

 Вопрос учителя-логопеда детям: «Что такое копилочка?»

Дети:  -   Это специальная коробочка, или  какая-нибудь игрушка с узким отверстием наверху, в которое бросают  монетки  с целью накопления. На эти монетки можно сделать подарок друзьям на день рождения, маме на восьмое марта, себе игрушку…

-А что у Лады в мешочке? Два шарика на ниточках. Прокатываем шарик языком слева-направо, справа-налево, поднимаем язычком шарик снизу вверх, выдуваем его изо рта.  

ІΙ Упражнения на дыхание

  1.  У нас есть аквариум.

- Сможете повторить слово? Аквариум… Молодцы! Возьмите рыбок. Дети берут  рыбок, дуют  на хвосты (они трепещутся), затем бросают в аквариум, берут соломинки и дуют в них. По воде расплываются пузырьки, рыбки двигаются…

2. Нам пеликан в клюве  что-то принёс… Что это? Давайте попробуем  петь звук [А], пока сыпется песок в песочных часиках: А_А_А_А_А_А…   молодцы!

3. А что у змеи во рту? Яблочко. Выбирайте соломинку, растяните её, загните, наденьте колпачок. Подуйте в трубочку, поднимите в воздух яблочко.

4. Подуйте в трубочку, поднимите в воздух серебряный шарик из фольги…

5. Подуйте на пёрышки курочки. Что у неё под крылышком? Найдите цыплёнка…

6. А вот этому цыплёнку надо помочь добраться домой. Поём волшебный лечебный звук [В], положив руки на грудь  (показываю дорожку указкой).

 -А кошке Злате поможем добраться домой? Поём волшебный лечебный звук [З], положив ладонь одной руки на шею спереди.

- А мышке поможем  дойти до дому? Поём волшебный лечебный звук [М], до полного выдоха из лёгких, положив ладонь на живот. Молодцы!

 

 IІΙ Развитие мелкой моторики

1.А сейчас  поищем игрушки «Две в одной»  в горохе. Дети находят игрушки, выстраивают их в ряд.

2. Выбираем машинки, выстраиваем их напротив фигурок, резко, сильно дуем на них, не надувая щёк, стараться, чтобы они доехали до игрушек за один выдох.

3.А что у змеи?  Юла…  Заводим юлу… Пока крутится юла, говорим па-та, пата…(работают губы - кончик языка);

- заводим другую юлу, произносим  слоги  та-ча, та-ча…(работают кончик -середина языка);

- заводим третью юлу, произносим слоги та-ка, та-ка…(губы-корень языка);

- произносим слоги: па-та-ча-ка… па-та-ча-ка…

 

       4. У нас есть красивые стеклянные шарики, которые мы будем  прятать в песок

          (дети крутят шарики изакапывают их в песок).  

 

       5.А это макароны. На что они похожы? На морские ракушки.  Наденем их на

          пальчики,

          как башмачки.  Представим, что мы паучки, побегаем по травке лапками. А

          теперь ладошками похлопаем  потравке. Щекотно? Травка колется? - По этой

          зелёной травке гуляет лошадка Лада.

 

6. У лошадки Лады есть  чашечка, что в ней? Стеклянные шарики, в каждом внутри   рыбка. Дети колпачками подталкивают шарики друг к другу и ловят их…    

 

7. Маленькая лошадка живёт под этим волшебным деревом. Вместо листьев у  него колечки. Давай каждым пальчиком будем перекидывать колечки  через отверстие. Большим пальчиком одно колечко, указательным – второе,  средним пальцем –

третье колечко, безымянным четвёртое, мизинцем – пятое. Перекидываем остальные колечки до конца.

 8. Щёточкой щекочем ладони.

 9. Прижимаем с силой между ладошками резинового ёжика с шипами (ёжик

     пищит).

10. Берём массажёр с деревянными кольцами, прокатываем им по пальцам, руке.

11. Квадратиками с ручкой проводим по руке от кисти до локтя и обратно, от

     подбородка к ушкам…

12. Между колёсиками другого массажёра проталкиваем пальчики, напрягая их.

13. Идём пальчиками от хвоста до носика по колючкам пластикового массажёра

      ёжика.

14. - Подойдите ко мне.

- Лошадка – домашнее или дикое животное? Каких животных называют

   домашними?

- Тех, которых кормит человек.

- Каких животных называют дикими?

- Тех, которые сами добывают себе еду.

-  А есть животные жарких стран. В каких странах они живут?

-  В Африке, в Австралии, в Индии, в Южной Америке.

- В ящик с песком будем выкладывать игрушки.   Где живут дикие животные? В

  лесу…  Где живут домашние животные? Дома. А где живут животных жарких

  стран?

-Ответы детей:

- В Африке, в Австралии, в Южной Америке, в Индии…

 (закрепить эти обобщающие понятия). Ставим фигурки в песок.

 

 IV. Заключительная часть.

-  Что мы делали сегодня?  

- Учились правильно дышать.  

- Укрепляли пальчики.

- А это большая конфета для вас, в ней подарок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим.

Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творчес...

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим в системе логопедических занятий

 Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения является Брейн Джим, гимнастика для мозга, которую я включаю в коррекционный процесс с целью повышения мозговой активнос...

Использование элементов программы "Гимнастика мозга" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

С каждым годом большинство детей, особенно жители больших городов, все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

«Дыхательная гимнастика – важный элемент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»

В современной медицине понятие «здоровье» принято определять, как базовую ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фу...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...