Использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе |
Задачи:
образовательные:
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать способность к согласованию движений рук и пальцев;
- обучать приёмам проведения дыхательной гимнастики
- развивать виды памяти через пальчиковую гимнастику: эмоциональную,
образную, двигательно-моторную, произвольную;
- использование игры с песком для закрепления словаря по теме «Дикие и
домашние животные, животные жарких стран».
коррекционные:
- развивать общую и мелкую моторику, умение координировать
последовательность движений;
- развивать дыхательную мускулатуру;
- формировать плавный выдох, направленную воздушную струю;
- развивать фонематический слух;
- стимулировать действие речевых зон коры головного мозга детей;
воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре, развивать внимание и память.
- воспитывать желание заниматься, усидчивость, умение сосредоточиться
на задании;
- формировать умение оценивать свою деятельность;
- формировать самостоятельность и ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zan.pal_.gim_.dyh_._sayt_16g.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино Белгородской области»
Открытое занятие
педагогической деятельности
«Использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений
в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда»
подготовила:
учитель – логопед
Евтушенко Людмила Павловна
г. Шебекино
Цель: использование пальчиковой гимнастики и дыхательных упражнений в коррекционно-развивающей работе
Задачи:
образовательные:
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать способность к согласованию движений рук и пальцев;
- обучать приёмам проведения дыхательной гимнастики
- развивать виды памяти через пальчиковую гимнастику: эмоциональную,
образную, двигательно-моторную, произвольную;
- использование игры с песком для закрепления словаря по теме «Дикие и
домашние животные, животные жарких стран».
коррекционные:
- развивать общую и мелкую моторику, умение координировать
последовательность движений;
- развивать дыхательную мускулатуру;
- формировать плавный выдох, направленную воздушную струю;
- развивать фонематический слух;
- стимулировать действие речевых зон коры головного мозга детей;
воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре, развивать внимание и память.
- воспитывать желание заниматься, усидчивость, умение сосредоточиться
на задании;
- формировать умение оценивать свою деятельность;
- формировать самостоятельность и ответственность.
Оборудование:
нарисованные следы, шкатулка с воздушным змеем, свистульки «длинные языки», поющая лошадка с шариками в мешочке, монетки, три деревянных карандаша, две вертушки, два аквариума, резиновые рыбки, соломинки, игрушка пеликан, четыре тарелочки, песочные часы, спираль, искусственная травка, игрушка паучок, массажные шарики Су-Джок, два колпачка, разноцветные стеклянные шарики, лёгкие пластиковые яблочки, шарики из фольги для отработки воздушной струи, макароны ракушки, пластиковая коробка с песком, четыре юлы, кашпо с горохом, лабиринты для пения звуков (кошка, мышка, цыплёнок), шесть машинок, массажёры: механический с ручкой, деревянный с шариками, для пальчиков, ёжик с шипами; ёжик с колючками, щётка для рук, курочка с цыплёнком, голова куклы с длинным языком, дерево – лабиринт, корзинка с игрушками: лев, жираф, слон, бегемот, носорог, кенгуру; лиса, волк, медведь, ёжик, олень, лось, заяц; собака, лошадь, корова, поросята, коза, кошка, бык; ящик с песком, указка.
Словарная работа: девиз, ритм, копилочка, аквариум, лабиринт.
Ход занятия
- Дети идут по следочкам, вытянув руки в стороны (развитие общей моторики).
к волшебной коробочке. Что в ней? Воздушный змей.
- Бросаем воздушного змея друг другу на выдохе через плечо, произносим:
УХ…
- Что такое девиз?
- Деви́з - слово или фраза, определяющая поведение.
- Скажем наш девиз: (дети зажимают один за другим пальцы на руке)
- люби себя, учись прощать, делай добро, дружи со всеми, будь радостным.
- Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
- Мы спокойны и приветливы.
- Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос.
Вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту.
Выдохнем через ротик все обиды и огорчения.
- Вы правильно выполниляли задания.
- Организационный момент.
–Что такое ритм?
- Ритм – это сочетание звуков и пауз.
- Возьмите карандаш, который нравится, отстукайте ритм как я…
Дети отстукивают карандашом ритм 1–1+1, 1 +1–1 +1, 1+1+1–1+1 и т. д…
- Дуем на спиральку, на вертушки…
- Что это? Свистульки «длинные языки». Позовём лошадку Ладу свистульками, дуем в них, не надувая щёк.
- Лошадка Лада скачет к нам (дети щёлкают язычками), она умеет петь.
Послушайте её и скажите, как она в своей песенке называет себя…
Дети бросают в мешочек по монетке.
- Брось в меня монетку, я тебе спою.
- Я твоя копилочка, я денежки люблю…
- Я такая милая, копилочка красивая,
- Я весело монетками звеню…
Дети называют слова: копилочка, милая, красивая…
Вопрос учителя-логопеда детям: «Что такое копилочка?»
Дети: - Это специальная коробочка, или какая-нибудь игрушка с узким отверстием наверху, в которое бросают монетки с целью накопления. На эти монетки можно сделать подарок друзьям на день рождения, маме на восьмое марта, себе игрушку…
-А что у Лады в мешочке? Два шарика на ниточках. Прокатываем шарик языком слева-направо, справа-налево, поднимаем язычком шарик снизу вверх, выдуваем его изо рта.
ІΙ Упражнения на дыхание
- У нас есть аквариум.
- Сможете повторить слово? Аквариум… Молодцы! Возьмите рыбок. Дети берут рыбок, дуют на хвосты (они трепещутся), затем бросают в аквариум, берут соломинки и дуют в них. По воде расплываются пузырьки, рыбки двигаются…
2. Нам пеликан в клюве что-то принёс… Что это? Давайте попробуем петь звук [А], пока сыпется песок в песочных часиках: А_А_А_А_А_А… молодцы!
3. А что у змеи во рту? Яблочко. Выбирайте соломинку, растяните её, загните, наденьте колпачок. Подуйте в трубочку, поднимите в воздух яблочко.
4. Подуйте в трубочку, поднимите в воздух серебряный шарик из фольги…
5. Подуйте на пёрышки курочки. Что у неё под крылышком? Найдите цыплёнка…
6. А вот этому цыплёнку надо помочь добраться домой. Поём волшебный лечебный звук [В], положив руки на грудь (показываю дорожку указкой).
-А кошке Злате поможем добраться домой? Поём волшебный лечебный звук [З], положив ладонь одной руки на шею спереди.
- А мышке поможем дойти до дому? Поём волшебный лечебный звук [М], до полного выдоха из лёгких, положив ладонь на живот. Молодцы!
IІΙ Развитие мелкой моторики
1.А сейчас поищем игрушки «Две в одной» в горохе. Дети находят игрушки, выстраивают их в ряд.
2. Выбираем машинки, выстраиваем их напротив фигурок, резко, сильно дуем на них, не надувая щёк, стараться, чтобы они доехали до игрушек за один выдох.
3.А что у змеи? Юла… Заводим юлу… Пока крутится юла, говорим па-та, пата…(работают губы - кончик языка);
- заводим другую юлу, произносим слоги та-ча, та-ча…(работают кончик -середина языка);
- заводим третью юлу, произносим слоги та-ка, та-ка…(губы-корень языка);
- произносим слоги: па-та-ча-ка… па-та-ча-ка…
4. У нас есть красивые стеклянные шарики, которые мы будем прятать в песок
(дети крутят шарики изакапывают их в песок).
5.А это макароны. На что они похожы? На морские ракушки. Наденем их на
пальчики,
как башмачки. Представим, что мы паучки, побегаем по травке лапками. А
теперь ладошками похлопаем потравке. Щекотно? Травка колется? - По этой
зелёной травке гуляет лошадка Лада.
6. У лошадки Лады есть чашечка, что в ней? Стеклянные шарики, в каждом внутри рыбка. Дети колпачками подталкивают шарики друг к другу и ловят их…
7. Маленькая лошадка живёт под этим волшебным деревом. Вместо листьев у него колечки. Давай каждым пальчиком будем перекидывать колечки через отверстие. Большим пальчиком одно колечко, указательным – второе, средним пальцем –
третье колечко, безымянным четвёртое, мизинцем – пятое. Перекидываем остальные колечки до конца.
8. Щёточкой щекочем ладони.
9. Прижимаем с силой между ладошками резинового ёжика с шипами (ёжик
пищит).
10. Берём массажёр с деревянными кольцами, прокатываем им по пальцам, руке.
11. Квадратиками с ручкой проводим по руке от кисти до локтя и обратно, от
подбородка к ушкам…
12. Между колёсиками другого массажёра проталкиваем пальчики, напрягая их.
13. Идём пальчиками от хвоста до носика по колючкам пластикового массажёра
ёжика.
14. - Подойдите ко мне.
- Лошадка – домашнее или дикое животное? Каких животных называют
домашними?
- Тех, которых кормит человек.
- Каких животных называют дикими?
- Тех, которые сами добывают себе еду.
- А есть животные жарких стран. В каких странах они живут?
- В Африке, в Австралии, в Индии, в Южной Америке.
- В ящик с песком будем выкладывать игрушки. Где живут дикие животные? В
лесу… Где живут домашние животные? Дома. А где живут животных жарких
стран?
-Ответы детей:
- В Африке, в Австралии, в Южной Америке, в Индии…
(закрепить эти обобщающие понятия). Ставим фигурки в песок.
IV. Заключительная часть.
- Что мы делали сегодня?
- Учились правильно дышать.
- Укрепляли пальчики.
- А это большая конфета для вас, в ней подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творчес...
Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим в системе логопедических занятий
Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения является Брейн Джим, гимнастика для мозга, которую я включаю в коррекционный процесс с целью повышения мозговой активнос...
Использование элементов программы "Гимнастика мозга" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
С каждым годом большинство детей, особенно жители больших городов, все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением и эмоциями....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."
Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...
«Дыхательная гимнастика – важный элемент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
В современной медицине понятие «здоровье» принято определять, как базовую ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фу...
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...