Развитие речевого дыхания у детей с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

  

     Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. 

Речевое дыхание — это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть хорошо развитым речевым дыханием. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков у детей с ТНР.  Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

         Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается. У детей, страдающими речевыми нарушениями, слабо развиты оба вида дыхания – и физиологическое и речевое, так как у них, как правило, вдох и выдох ослабленный, а, следовательно, речь приглушенная, не хватает силы воздушной струи для проговаривания свистящих, шипящих, а особенно звука «Р».

         Кроме того, им трудно произносить длинные фразы, что может привести к нарушению плавности речи, так как дети вынуждены добирать воздух посередине фразы или, что еще хуже, - говорить на вдохе (это может привести к возникновению заикания). Поэтому развитие речевого дыхания является одним из важнейших элементов в структуре формирования общих речевых навыков у детей с ТНР.

         Работу по развитию дыхания детей начинаем с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить детям «поиграть» животиками. Дети, лежа в кроватках, кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, - затем выдыхают – животик втягивается. Детям, чтобы было интереснее, можно положить на живот небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, - игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опускается вниз – как будто она качается на качелях.

         Диафрагмальное дыхание позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

         Следующий этап – это обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:

         вдох носом – выдох носом,

         вдох носом – выдох ртом,

         вдох ртом – выдох ртом,

         вдох ртом – выдох носом.

         Готовя детей к выработке собственно речевого дыхания, особенно важно обратить внимание на ротовой выдох. Формируем умение детей забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели предлагаем массу разнообразных игр, в которых дети дуют на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, птички, пчелки, снежинки, на цветы или просто на ватный шарик. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

         Для предупреждения утомления детей, для стойкого поддержания интереса и желания детей в данном виде деятельности мы значительно расширили, обновили и дополнили дидактическую базу для развития дыхания детей с ТНР. С этой целью в группе реализуем логопедические проекты «Послушный ветерок», «Веселый ветерок», «Вместе весело дышать…»

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

- неумение рационально использовать выдох;

- речь на вдохе;

- неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. Одежда не должна стеснять движений;
  4. Не заниматься сразу после приема пищи;
  5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

- дутье через соломку в стакан с водой;

- надувание воздушных шаров;

- дутье на разноцветные вертушки;

- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

- пускание мыльных пузырей;

- дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

          Дети старшего возраста учатся делать полуулыбку и выдувать струю через маленькое овальное окошечко. Главное требование: игрушка должна находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10-15 см, а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки указательными пальчиками.

         Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозировано – не более 3-5 раз.

         Очередной этап – формирование речевого дыхания. Начинаем с  пропевания гласных звуков: сначала на одном выдохе поется один гласный звук, затем два. Например, можно предложить звукоподражания: А-У (кричим в лесу), И-А (кричит ослик). Далее переходим к пению нескольких гласных звуков один за другим, например, А-О-У, А-У-И-Э и т.п. Для того, чтобы заинтересовать детей, можно предложить во время пропевания одного звука или цепочки звуков рисовать в воздухе указательными пальцами дорожки, тянуть воображаемые ниточки, даже делать зарядку: наклоны, повороты туловища, приседания, движения рук через стороны вверх и вниз. У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет: 3года – 3 сек или 3 звука, 5 лет – 5 сек или 5 звуков.

         Для сравнения: взрослый человек может тянуть звук 12 сек, а вот оперный певец – 32 сек.

         Для развития речевого дыхания детей учим проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как «Это кошка», «Это собака». Здесь главная задача – отрабатывать мягкую атаку голоса, т.е. первый звук «э» сказать мягко, медленно – экономно расходуя воздух. Затем следует удлинять фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая новая фраза произносится на одном выдохе. Например, «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик». Количество слов во фразе не должно превышать количество лет ребенка.

          Детям 2-го года обучения предлагаем для проговаривания сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: «Помидор по цвету красный, а огурец зеленый», «Мы не пошли гулять, потому что шел дождь». Учим детей читать стихи, выполнять пересказы с соблюдением правил речевого дыхания:

         1) прежде, чем сказать, надо вдохнуть;

         2) во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно;

         3) соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

         Для того чтобы дети лучше поняли, где во фразе необходимо сделать паузу, используем такой вид работы, как речь с движением, или координация речи с движением. Могут быть движения пальцев рук в сочетании с речью, т.е. разнообразная пальчиковая гимнастика.

         Важно помнить, что детям любого возраста для развития дыхания очень полезно как можно больше петь.

         В заключение следует отметить, что работа над развитием дыхания ведется не только на специальных коррекционных занятиях логопеда, но и в других видах образовательной деятельности: музыкальных и физкультурных занятиях, ОД воспитателя, в режимных моментах, на прогулке.

 

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_tnr.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

  

     Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. 

Речевое дыхание — это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть хорошо развитым речевым дыханием. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков у детей с ТНР.  Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

         Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается. У детей, страдающими речевыми нарушениями, слабо развиты оба вида дыхания – и физиологическое и речевое, так как у них, как правило, вдох и выдох ослабленный, а, следовательно, речь приглушенная, не хватает силы воздушной струи для проговаривания свистящих, шипящих, а особенно звука «Р».

         Кроме того, им трудно произносить длинные фразы, что может привести к нарушению плавности речи, так как дети вынуждены добирать воздух посередине фразы или, что еще хуже, - говорить на вдохе (это может привести к возникновению заикания). Поэтому развитие речевого дыхания является одним из важнейших элементов в структуре формирования общих речевых навыков у детей с ТНР.

         Работу по развитию дыхания детей начинаем с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить детям «поиграть» животиками. Дети, лежа в кроватках, кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, - затем выдыхают – животик втягивается. Детям, чтобы было интереснее, можно положить на живот небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, - игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опускается вниз – как будто она качается на качелях.

         Диафрагмальное дыхание позволяет увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

         Следующий этап – это обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:

         вдох носом – выдох носом,

         вдох носом – выдох ртом,

         вдох ртом – выдох ртом,

         вдох ртом – выдох носом.

         Готовя детей к выработке собственно речевого дыхания, особенно важно обратить внимание на ротовой выдох. Формируем умение детей забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели предлагаем массу разнообразных игр, в которых дети дуют на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, птички, пчелки, снежинки, на цветы или просто на ватный шарик. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

         Для предупреждения утомления детей, для стойкого поддержания интереса и желания детей в данном виде деятельности мы значительно расширили, обновили и дополнили дидактическую базу для развития дыхания детей с ТНР. С этой целью в группе реализуем логопедические проекты «Послушный ветерок», «Веселый ветерок», «Вместе весело дышать…»

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

- неумение рационально использовать выдох;

- речь на вдохе;

- неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. Одежда не должна стеснять движений;
  4. Не заниматься сразу после приема пищи;
  5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

- дутье через соломку в стакан с водой;

- надувание воздушных шаров;

- дутье на разноцветные вертушки;

- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

- пускание мыльных пузырей;

- дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

          Дети старшего возраста учатся делать полуулыбку и выдувать струю через маленькое овальное окошечко. Главное требование: игрушка должна находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10-15 см, а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки указательными пальчиками.

         Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозировано – не более 3-5 раз.

         Очередной этап – формирование речевого дыхания. Начинаем с  пропевания гласных звуков: сначала на одном выдохе поется один гласный звук, затем два. Например, можно предложить звукоподражания: А-У (кричим в лесу), И-А (кричит ослик). Далее переходим к пению нескольких гласных звуков один за другим, например, А-О-У, А-У-И-Э и т.п. Для того, чтобы заинтересовать детей, можно предложить во время пропевания одного звука или цепочки звуков рисовать в воздухе указательными пальцами дорожки, тянуть воображаемые ниточки, даже делать зарядку: наклоны, повороты туловища, приседания, движения рук через стороны вверх и вниз. У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет: 3года – 3 сек или 3 звука, 5 лет – 5 сек или 5 звуков.

         Для сравнения: взрослый человек может тянуть звук 12 сек, а вот оперный певец – 32 сек.

         Для развития речевого дыхания детей учим проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как «Это кошка», «Это собака». Здесь главная задача – отрабатывать мягкую атаку голоса, т.е. первый звук «э» сказать мягко, медленно – экономно расходуя воздух. Затем следует удлинять фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая новая фраза произносится на одном выдохе. Например, «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик». Количество слов во фразе не должно превышать количество лет ребенка.

          Детям 2-го года обучения предлагаем для проговаривания сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: «Помидор по цвету красный, а огурец зеленый», «Мы не пошли гулять, потому что шел дождь». Учим детей читать стихи, выполнять пересказы с соблюдением правил речевого дыхания:

         1) прежде, чем сказать, надо вдохнуть;

         2) во время речи стоять прямо, плечи не поднимать, воздух расходовать экономно;

         3) соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений.

         Для того чтобы дети лучше поняли, где во фразе необходимо сделать паузу, используем такой вид работы, как речь с движением, или координация речи с движением. Могут быть движения пальцев рук в сочетании с речью, т.е. разнообразная пальчиковая гимнастика.

         Важно помнить, что детям любого возраста для развития дыхания очень полезно как можно больше петь.

         В заключение следует отметить, что работа над развитием дыхания ведется не только на специальных коррекционных занятиях логопеда, но и в других видах образовательной деятельности: музыкальных и физкультурных занятиях, ОД воспитателя, в режимных моментах, на прогулке.

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие дыхания  - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....