Синквейн в работе по развитию речи дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14 % из них практически здоровы, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин "децелерация", сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь - к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников


Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14 % из них практически здоровы, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин "децелерация", сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь - к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.

Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Принцип предупредительного подхода, который разработала Р.Е. Левина, положен в основу коррекционного обучения - это обязательная подготовка детей к обучению в школе (освоение элементов грамоты).

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями "слово, обозначающее предмет" и "слово, обозначающее действие предмета", мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие "слово, обозначающее признак предмета", мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями "живой и неживой" предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем - неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево - растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);

называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;

логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец;

нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце - горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах)., их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна - мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.

Работа ведется в нескольких направлениях:

логопед - ребенок;

логопед - родители - ребенок;

логопед - преподаватель изодеятельности - ребенок;

логопед - воспитатель - ребенок.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.

"Сочинения" пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Примеры синквейна:

1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

3.7 Японская методика пальцевого массажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца - повышает активность мозга,

массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца - стимулирует печень,

массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)

предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Совет взрослым:

если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "марблс": их нужно

вертеть в руках,

щелкать по ним пальцами,

"стрелять",

направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами:

катать два ореха между ладонями,

один орех прокатывать между пальцами

удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами:

пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами

удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж "четками". Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Заключение


Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который родители малыша могут ускорить или замедлить. Это только подтверждает факт, о котором Франсуаза Дольто говорит в течение стольких лет: с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов. Очень важными подготовительными элементами в формировании самостоятельной речи ребенка является лепет и подражание. Звуки, произносимые ребенком, превращаются на втором полугодии в лепет, который, развиваясь, становится у ребенка на втором году жизни своеобразной игрой звуками и словами. В конце первого года жизни и на втором году у ребенка появляются первые осмысленные слова, но они, имея очень ограниченное применение и нестойкое значение, еще не составляют самостоятельной речи. В результате систематического совместного воздействия в семейных условиях и воспитателя в условиях детского сада, у ребенка к концу первого года начинает формироваться эмоционально-интонационная сторона. На втором году жизни в становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Главной задачей в воспитании детей этого возраста является развитие активной речи. На третьем году жизни необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, расширять речевое общение со взрослыми и сверстниками. Важным направлением в развитии ребенка является формирование пассивной и активной речи. Ребенок учится понимать значение слов, с другой стороны их использовать. Более активно использует слова в качестве понятия.

Список литературы


Авдеева Н.Н. и Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. - М.: Педагогика, 1991.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1981.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию способности детей деликатного возраста. (Пер. с нем. яз.). - М.: Просвещение, 1984.

Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним. - М., 1989.

Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М., Знание, 1988.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. - М., 1984.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.

Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1985.

Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ИЦ "Академия", 1996.

Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Педагогика, 1973.

Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981.

Нармон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми. - М., 1983.

Никнородов Г.С. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми. - М., 1985.

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.

Островская Л.Ф. Правильно ли мы воспитываем малыша. - М., 1979.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Книга для работников дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1987.

Петрова В.А. Методика занятий по развитию речи с детьми II и III года жизни. - М.: Просвещение, 1965.

Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга ля воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1986.

Поршнев Б.Ф. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М., 1985.

Семиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981.

Фонарев А.Н. Ребенок и среда. - М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»

Методическая разработка семинара - практикума для педагогов...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи  дошкольников...

Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...