Логопедическая помощь детям с ОВЗ с использованием инновационной технологии "Тимокко"
консультация по логопедии (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timokko.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая помощь детям с ОВЗ с использованием инновационной технологии "Тимокко"

По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д. На современном этапе развития дошкольного и школьного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

-замедленный темп (незрелость) психо -физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;

-ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;

-нарушение памяти, внимания, восприятия;

-слабость познавательных способностей и интересов;

-несформированность творческой продуктивности;

- низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.

Приоритетными направлениями в нашей деятельности является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

У всех детей, имеющих нарушения в речевом, интеллектуальном и моторном развитии есть трудности сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция организует поток информации, которую мы получаем с помощью органов чувств:  движения, прикосновений, звука.

Именно сенсорная интеграция говорит ребёнку: “Стой! Послушай, что говорит учитель, а не слушай как скрипит стул у соседа! Учитель важнее!”

То есть сенсорная интеграция – это упорядочивание сигналов в головном мозге.

Плохое поведение, проблемы обучения, задержки речи – эти нарушения являются следствием проблем функционирования мозга ребёнка. Эти проблемы встречаются часто и приводят к тому, что ребёнок плохо себя ведёт, не контролирует свои эмоции, не успевает в школе, несмотря на хорошее воспитание, генетику родителей и благополучную семью.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании.

У дошкольника мозг работает как устройство обработки сенсорной информаци. Это значит, что он воспринимает все вокруг и делает выводы, основываясь ощущениях. Дети не имеют ещё абстрактное мышление, они чувствуют. Поэтому первые 7 лет жизни называют сенсорным развитием. Можно сказать, что “интересно” – это “детское” определение сенсорной интеграции.

Но если у ребенка сенсорная интеграция нарушена, – это первопричина множества проблем.

Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.

-Главным аспектом коррекционно-логопедической работы является создание атмосферы, направленной:

- на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;

- на предупреждение и коррекцию состояния физического и психического здоровья.

Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, логоритмика). [Кузнецова 2004: 49]

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционно-логопедической деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционное пространство инновационных технологий.

Одной из таких технологий является совершенно новый, уникальный развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне. Он прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.

Целью нашего использования методики Тимокко на коррекционно-логопедических занятиях стало: комплексное развитие двигательной активности и когнитивных функций у старших дошкольников с особыми потребностями. А также было выделено несколько задач:

-обучить концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.

повысить скорость реакции, улучшить память.

-развивать способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

-развить двустороннею координации при использовании обеих рук одновременно.

-обучить контролю над движениями, тренировка точности движений.

-развивать абстрактного мышления и тренировать навык на уровне действия-противодействия.

-укреплять и стимулировать мышцы плечевого пояса и рук.

-тренировка на увеличение диапазона движений.

-освоение новых движений и моделей взаимодействия.

обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

Работая с играми из комплекса Тимокко, дети развивают двигательные и речевые навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в методику, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Категория участников. Назначение комплекса при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет.

Ограничения и показания к участию в данной программе: ограничений нет.

Режим работы и время проведения занятий: проводятся два-три раза в неделю на индивидуальных логопедических занятиях.

Ожидаемые результаты:

Повышение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.

-Развитие речедвигательных навыков.

-Повышение скорости реакции.

-Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

-Улучшение координации рук и глаз.

-Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.

-Развитие внимания и навыка сосредоточения.

-Тренировка памяти и скорости реакции.

-Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.

-Профилактика нарушений осанки

В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:

Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;

Веб-камера;

Цветные шарики-перчатки;

Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.

ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.

Когнитивные навыки: концентрация и внимание.

Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки

1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).

2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).

ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»

Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).

Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.

Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.

ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»

Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.

Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.

ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»

Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Логопедическая помощь детям с синдромом двигательной активности и дефицита внимания.

В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость...

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....