Логопедическая помощь детям с ОВЗ с использованием инновационной технологии "Тимокко"
консультация по логопедии (старшая группа)
По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timokko.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая помощь детям с ОВЗ с использованием инновационной технологии "Тимокко"
По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д. На современном этапе развития дошкольного и школьного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.
С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:
-замедленный темп (незрелость) психо -физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;
-ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;
-нарушение памяти, внимания, восприятия;
-слабость познавательных способностей и интересов;
-несформированность творческой продуктивности;
- низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.
Приоритетными направлениями в нашей деятельности является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
У всех детей, имеющих нарушения в речевом, интеллектуальном и моторном развитии есть трудности сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция организует поток информации, которую мы получаем с помощью органов чувств: движения, прикосновений, звука.
Именно сенсорная интеграция говорит ребёнку: “Стой! Послушай, что говорит учитель, а не слушай как скрипит стул у соседа! Учитель важнее!”
То есть сенсорная интеграция – это упорядочивание сигналов в головном мозге.
Плохое поведение, проблемы обучения, задержки речи – эти нарушения являются следствием проблем функционирования мозга ребёнка. Эти проблемы встречаются часто и приводят к тому, что ребёнок плохо себя ведёт, не контролирует свои эмоции, не успевает в школе, несмотря на хорошее воспитание, генетику родителей и благополучную семью.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании.
У дошкольника мозг работает как устройство обработки сенсорной информаци. Это значит, что он воспринимает все вокруг и делает выводы, основываясь ощущениях. Дети не имеют ещё абстрактное мышление, они чувствуют. Поэтому первые 7 лет жизни называют сенсорным развитием. Можно сказать, что “интересно” – это “детское” определение сенсорной интеграции.
Но если у ребенка сенсорная интеграция нарушена, – это первопричина множества проблем.
Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.
-Главным аспектом коррекционно-логопедической работы является создание атмосферы, направленной:
- на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;
- на предупреждение и коррекцию состояния физического и психического здоровья.
Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, логоритмика). [Кузнецова 2004: 49]
Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционно-логопедической деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционное пространство инновационных технологий.
Одной из таких технологий является совершенно новый, уникальный развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне. Он прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.
Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации.
Целью нашего использования методики Тимокко на коррекционно-логопедических занятиях стало: комплексное развитие двигательной активности и когнитивных функций у старших дошкольников с особыми потребностями. А также было выделено несколько задач:
-обучить концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.
повысить скорость реакции, улучшить память.
-развивать способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.
-развить двустороннею координации при использовании обеих рук одновременно.
-обучить контролю над движениями, тренировка точности движений.
-развивать абстрактного мышления и тренировать навык на уровне действия-противодействия.
-укреплять и стимулировать мышцы плечевого пояса и рук.
-тренировка на увеличение диапазона движений.
-освоение новых движений и моделей взаимодействия.
обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
Работая с играми из комплекса Тимокко, дети развивают двигательные и речевые навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в методику, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Категория участников. Назначение комплекса при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет.
Ограничения и показания к участию в данной программе: ограничений нет.
Режим работы и время проведения занятий: проводятся два-три раза в неделю на индивидуальных логопедических занятиях.
Ожидаемые результаты:
Повышение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.
-Развитие речедвигательных навыков.
-Повышение скорости реакции.
-Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.
-Улучшение координации рук и глаз.
-Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.
-Развитие внимания и навыка сосредоточения.
-Тренировка памяти и скорости реакции.
-Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.
-Профилактика нарушений осанки
В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:
Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;
Веб-камера;
Цветные шарики-перчатки;
Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.
ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.
Когнитивные навыки: концентрация и внимание.
Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки
1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).
2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).
ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»
Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).
Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»
Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.
Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.
ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»
Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.
Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.
ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»
Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста
Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...
Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".
Материал для родителей, логопедов, воспитателей....
Логопедическая помощь детям с синдромом двигательной активности и дефицита внимания.
В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость...
Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...
Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.
Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....