Развитие детской инициативы посредством новой педагогической технологии «Лепбук»
консультация по логопедии

Локтионова Елена Вячеславовна

Семинар - практикум для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_lepbuk.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Саввино - Каринская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение - детский сад № 63

Консультация для педагогов

Тема: развитие детской инициативы посредством новой педагогической технологии «Лепбук».

Подготовила: учитель - логопед

Локтионова Е.В.

с. Каринское, 2024 г.

Технология «лэпбук» и ее применение

        Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогам. Образовательный стандарт подразумевает, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть новейшими образовательными технологиями.  Перед  современным учителем-логопедом стоит важная задача по поиску и внедрению  новых подходов, идей, форм и методов в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

        С одной из современных технологий мы и хотели бы вас сегодня познакомить.

В переводе с английского (lapbook, lap – колени, book – книга). 

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук – объединяет в себе  игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Во многих странах мира лэпбук используется педагогами и родителями для веселого и игрового освоения нового материала.  Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.

Работа логопеда – трудоемкая и кропотливая, часто сопровождается сопутствующей работой по формированию мыслительных процессов, памяти, внимания и тп. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь;
  • формировать психологическую базу речи;
  • совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе мы используем лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. Лэпбуки созданные совместно с детьми приносят больше пользы, чем любые готовые книги и игры.

    Технология лэпбука позволяет не только логопеду взаимодействовать с ребенком, но и активно привлекать родителей  к отработке звуков.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

         С младшими дошкольниками удобно использовать лэпбуки созданные педагогом. А вот старших дошкольников можно и нужно привлекать к созданию собственных лэпбуков. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

При создании лэпбука мы придерживались следующих критериев (с учетом требований ФГОС)

1. Доступность - информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.

2. Прочность - учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность - лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативность - желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Самостоятельность - его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

Традиционно материал в лэпбуках организуется с помощью кармашков, окошек, дверок, гармошек, вращающихся деталей, высовывающихся деталей, тегов, пазлов и тп.

Мы представляем вашему вниманию Лэпбук на автоматизацию звука Н.

Лэпбук «Звуковичок»

  1. универсальные карточки с заданиями (Назови ласково, один-много, назови место звука в слове, придумай, запомни и повтори, посчитай)
  2. Буква Н с картинками, начинающимися на твердый звук Н. (картинка сменная)
  3. Паровозик «Артикуляторное путешествие» - в каждом вагончике упражнения в картинках.
  4. кармашки с картинками на звук Н в разных позициях.
  5. Звуковые кристаллы. Бусины обозначают согласный звук. В зависимости от положения бусин можно отрабатывать разные виды слогов (есть схемы по которым это можно делать)
  6. Звуковая дорожка – ребенок шагает пальчиками и называет слоги (используя схемы слогов из предыдущего задания)
  7. Домик для определения места звука в слове
  8. Стиральная машина – ребенку надо подобрать пары носков и выставить их на линеечку. Выполнить задания по универсальным карточкам. Подобрать прилагательные к слову носки (красные, новые, растянутые и т.п.)
  9. Назови детеныша
  10.  Съедобное – несъедобное
  11. Какой сок?
  12.  Искалочки – найти заданное количество слов со звуком на карточке со множеством похожих предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. В ФГОС...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

ЛэпбукЧто такое лэпбук?Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book– книга). Это такая небольшая самодельна...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

статья о развитии детской инициативы с помощью современных технологий...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Педагогические технологии для развития детской инициативы у дошкольников...