ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии

Бехтольд Наталья Алексеевна

Формирование лексики у детей. Для коррекции недоразвития речи предложены некоторые направления, которые должны реализовываться системно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_leksiki_u_doshkolnikov.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – достаточно распространенная патология речи. Среди общего количества детей, имеющих речевые нарушения, от 20 до 25% детей имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Большинство родителей начинают беспокоиться по поводу имеющихся у детей речевых нарушений, когда им исполняется лет 5-6 и когда возникает понимание, что этим детям сложно научиться читать и писать, что повлечет в последствии школьные трудности. В подобных случаях работа с детьми затрудняется тем, что у многих из них уже появились социальные и психологические проблемы из-за несформированности речи. Толчком для коррекционной работы с детьми становится установление у них фонетико-фонематических нарушений.

ФФН приводит к возникновению некоторых психологических особенностей у детей: замкнутость, стеснительность, нежелание поддерживать беседу, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение вслушиваться в звучащую речь. Такие дети меньше говорят, замыкаются, у них нарушается коммуникативная функция речи.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

Лексика- это словарный запас, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.

В целях преодоления трудностей в освоении лексики дошкольниками должна проводиться коррекционная работа по следующим направлениям логопедического воздействия:

  • развитие номинативного словаря;
  • развитие атрибутивного словаря;
  • развитие предикативного словаря;
  • обогащение словаря антонимами;
  • обогащение словаря синонимами;
  • развитие словаря обобщающих слов.

При этом реализация каждого направления осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится работа с пассивным словарем детей по освоению новых слов и значенийтех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. На втором этапе пассивный словарь активизируется в контекстной речи, переводится в активный, путем уточнения значений осваиваемой лексики.

Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей:

1.Создание невербальных предпосылок формирования и развития словарного

запаса, семантических составляющих слова как языкового знака.

2.Увеличение словарного запаса в процессе расширения представлений об

окружающей действительности.

3.Организация лексической системности и семантических полей.

4.Разделение и закрепление вербальных связей.

5.Усовершенствование словообразования.

6.Формирование операций поиска слов.

Реализация представленных направлений должна осуществляться системно, во взаимосвязи. Только в этом случае задачи по активизации словаря ,развитию грамматического строя речи , развитию структуры значения слова ,формированию семантических полей могут быть успешно реализованы.

Учитель-логопед: Бехтольд Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Картотека дидактических игр по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (ф...

Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....

Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО  РАЗВИТИЮ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  по развитию речи  и  лексики  у детей дошкольного возраста....