ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии
Формирование лексики у детей. Для коррекции недоразвития речи предложены некоторые направления, которые должны реализовываться системно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_leksiki_u_doshkolnikov.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – достаточно распространенная патология речи. Среди общего количества детей, имеющих речевые нарушения, от 20 до 25% детей имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Большинство родителей начинают беспокоиться по поводу имеющихся у детей речевых нарушений, когда им исполняется лет 5-6 и когда возникает понимание, что этим детям сложно научиться читать и писать, что повлечет в последствии школьные трудности. В подобных случаях работа с детьми затрудняется тем, что у многих из них уже появились социальные и психологические проблемы из-за несформированности речи. Толчком для коррекционной работы с детьми становится установление у них фонетико-фонематических нарушений.
ФФН приводит к возникновению некоторых психологических особенностей у детей: замкнутость, стеснительность, нежелание поддерживать беседу, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение вслушиваться в звучащую речь. Такие дети меньше говорят, замыкаются, у них нарушается коммуникативная функция речи.
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Лексика- это словарный запас, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.
В целях преодоления трудностей в освоении лексики дошкольниками должна проводиться коррекционная работа по следующим направлениям логопедического воздействия:
- развитие номинативного словаря;
- развитие атрибутивного словаря;
- развитие предикативного словаря;
- обогащение словаря антонимами;
- обогащение словаря синонимами;
- развитие словаря обобщающих слов.
При этом реализация каждого направления осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится работа с пассивным словарем детей по освоению новых слов и значенийтех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. На втором этапе пассивный словарь активизируется в контекстной речи, переводится в активный, путем уточнения значений осваиваемой лексики.
Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей:
1.Создание невербальных предпосылок формирования и развития словарного
запаса, семантических составляющих слова как языкового знака.
2.Увеличение словарного запаса в процессе расширения представлений об
окружающей действительности.
3.Организация лексической системности и семантических полей.
4.Разделение и закрепление вербальных связей.
5.Усовершенствование словообразования.
6.Формирование операций поиска слов.
Реализация представленных направлений должна осуществляться системно, во взаимосвязи. Только в этом случае задачи по активизации словаря ,развитию грамматического строя речи , развитию структуры значения слова ,формированию семантических полей могут быть успешно реализованы.
Учитель-логопед: Бехтольд Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Картотека дидактических игр по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (ф...
Статья по теме: Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошколного возраста с ОНР....
Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях....
Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста....
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....