Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи
Картотека дидактических игр по развитию речи и лексики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi_i_leksiki.docx | 946.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по развитию речи
и
лексики
у детей дошкольного возраста.
Составила вопитатель
Шлепакова Л.С.
2018год
Вторая младшая группа.
«Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3р) .
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Средняя группа.
«У кого – кто?»
Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.
Образование множественного числа имён существительных.
Ход: Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число.
«Где позвонили?»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Старшая группа.
«Подбери признак.»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
«Назови ласково.»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
Подготовительная группа.
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развитие эмоций детей дошкольного возраста
Игры на эмоции...
Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста
Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
Картотека дидактических игрпо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями...
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве
Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с пространственными предлогами
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей дошкольного возраста с пространственными предлогами....
Картотека по физическому развитию для детей дошкольного возраста
Картотека по физическому развитию содержит материал, необходимый для поддержания здоровья дошкольников. Подвижные игры и игровые упражнения направлены на развитие интереса к подвижным играм и игр...
Картотека игр на развитие внимания детей дошкольного возраста
Картотека игр на развитие внимания детей дошкольного возраста...