Логопедическое занятие по теме "Животные Севера"
план-конспект занятия по логопедии
создание условий для развития словаря, уточнение с детьми названий животных Севера, знаний о их внешних признаках, их строении и чем питаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме "Животные Севера"
Цель: создание условий для развития словаря, уточнение с детьми названий животных Севера, знаний о их внешних признаках, их строении и чем питаются.
Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).
Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование: картинки с изображениями животных
1. Орг. момент.
- Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Давайте все вместе сделаем гимнастику для язычка и разогреемся.
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение на развитие дыхания
«Умка сдувает снежинки»-представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».
Артикуляционные упражнения:
Упражнение для челюсти «Тюлень»--широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;
«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
Упражнение для языка
«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;
«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;
«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо;
«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;
«Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;
«Морской слон рычит»- язык за верхними зубами: др-р-р-р-р, помогаем пальчиком под язычком.
Вот сейчас мы с вами готовы к путешествию. Закроем глазки и все вместе мы с вами окажемся на Севере. Включается фонограмма ветра, вьюги. Вот мы с вами и оказались на севере.
3. Беседа по теме занятия.
Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год, дуют очень сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере живут не постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь местных животных. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени.
Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.
Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – что он толстый. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на снегу, это облегчает ему охоту за тюленями. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.
Показ изображения моржа.
У моржа есть туловище, голова, клыки и ласты. Ласты нужны для плавания и ныряния. Моржи и медведи, не боятся холода. Так как у них есть толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С их помощью моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки защищают моржей от врагов, а ещё они цепляются ими за края льдины для того, чтобы легко вылезти из воды. У моржихи появляется один детеныш– моржонок.
Показ Изображения тюленя.
Это тюлень. Большую часть своей жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок (белек).
Скажите ребята, а почему детеныша тюленя так называют?
Потому что он белый.
Показ изображения Северного оленя.
Это дикий Северный олень. На голове у него длинные рога, тело покрыто плотной шерстью. Шерсть дает защиту для оленя от стужи и сильного ветра. Олень сухопутное животное. В очень холодную погоду олени сбиваются в плотные стада. Так как животные в стаде находятся близко друг к другу – ведь так теплее. Олениха тоже рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, которая прячется под слоем снега.
4. Дидактическая игра "Назови семью"
Морж – моржиха – морженок
Полярный волк – волчица – волченок
Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок
Тюлень – тюлениха – тюлененок (белек)
Олень – олениха – олененок
Пингвин – пингвиниха - пингвиненок
5. Чистоговорки
Ина – ина – ина – вот большая льдина
Эни-эни-эни – на Севере олени
Ин – ин – ин – рыбу ест пингвин
Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени
6. Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Чьи уши у медведя? – медвежьи уши
Чья голова у тюленя? – тюленья голова
Чьи рога у оленя? – оленьи рога
Чей хвост у песца? – песцовый хвост
Чьи лапы у рыси? – рысьи лапы
Чьи бивни у моржа? – моржовые бивни
7. Игра «Сложи слово»
Если у моржа толстая кожа, то это … (толстокожий морж)
Если у оленя длинные рога, то это … (длиннорогий олень)
Если у совы белые крылья, то это … (белокрылая сова)
Если у тюленя длинные усы, то это … (длинноусый тюлень)
Если у медведя толстые лапы, то это … (толстолапый медведь)
Если у песца острые зубы, то это … (острозубый песец)
8. Загадки
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он – (Тюлень)
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь (Моржи)
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? – Белые медведи
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же. (Пингвин)
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный. (Олень)
9. Дидактическая игра «Назови со словом много».
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
10. Дидактическая игра «Сосчитай»
Один морж, два моржа, пять моржей. Один медведь, два медведя, пять медведей. Один тюлень, два тюленя, пять тюлений.
(Пингвин, волк, олень)
11. Пальчиковая гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
12.Письменное упражнение
- Ребята, вот у нас с вами и картинки на память о Севере есть. Ну а теперь нам пора, попрощаться с Севером и возвращаться в детский сад. Закроем все глазки и очутимся в нашем детском саду.
13. Итог занятия
- Где мы сегодня побывали?
- Какие животные там живут?
-Что вам понравилось на занятии?
- Что вы запомнили?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-453425-1401721466.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”
Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-778176-1685947096.jpg)
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие на Север"
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Животные Севера" по ФГОС. Всё занятие строилось на проблемных вопросах. Дети отправлялись на север и искали маму б...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-417937-1616425588.jpg)
Конспект открытого комплексного логопедического занятия "Если ты узнаешь Север - не забудешь никогда!"
Логопедическое занятие (подготовительная группа)Расширить представление детей о природе Севера, его животном мире....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-729238-1450900708.jpg)
Логопедическое занятие по теме Животные Севера
Логопедическое занятие по теме Животные Севера составлено для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/14/picture-1149387-1560527474.jpg)
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы ТНР" Путешествие на Север"
Конспект логопедического занятия,содержащий много здоровьесберегающих технологий ....