Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naglyadnyh_modeley.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»
Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников
(консультация для воспитателей)
Кострюкова И.А.,
учитель-логопед
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением, испытывают большие трудности в ситуациях использования монологической речи. Эти трудности связаны с тем, что вторичные отклонения (нарушения восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы) мешают им выделить характерные признаки предметов и явлений. Дети забывают последовательность выполняемых действий, не удерживают в памяти задания и не доводят до конца начатую работу. Только специальное коррекционно-развивающее обучение подводит ребенка к овладению связной речью.
Перспективным направлением процесса развития устной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования ( процесса применения наглядных моделей). Использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи, т. к. модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и изменять его. Дети учатся пользоваться не только определёнными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Используемые наглядные модели могут включать:
- стилизованные изображения реальных предметов,
- символы (две полоски вместо глагола, волнистая линия вместо прилагательного в моделях предложения, геометрические фигуры для изображения героев рассказа или сказки, значки, буквы и т. д.);
- схемы описательных рассказов;
- стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа;
На разных возрастных этапах развития детей при использовании наглядного моделирования применяются :
репродуктивный метод, когда материал сообщается и объясняется,
частично-поисковый метод (применяется на втором году обучения в третьем периоде). Дети используют готовый материал, а часть его добывают сами.
На первом этапе обучаем детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми отдельных словообразовательных операций. Например, в игре "Вкусный сок" дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Составляем предложения из определённых слов по паре картинок. Например, Гриб-ёлка (Под ёлкой растёт гриб). Кошка - дерево (Кошка залезла на дерево). С целью развития понимания логико-грамматических конструкций, можно предложить детям высказывание с логической ошибкой и попросить исправить ее
Затем в качестве наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение двух параллельных полосок на месте сказуемого).
На первых занятиях в составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. Затем дети учатся составлять как беспредложные, так и предложные конструкции. Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер. Выкладываем схемы предложений, где слова-предметы – одна полоска , слова-действия – две параллельные полоски; слова-определения – волнистая линия, а предлоги – квадратики. Впоследствии усложняем работу, заменяем квадратики на схемы предлогов пространственного значения.
После этого дети анализируют предложение: определяют в нём количество слов и место каждого слова в предложении.
Затем от простого распространенного предложения начинаем усвоение более сложных речевых конструкций: распространение предложений однородными членами. Начало предложения составляется без наглядности, а однородные члены подкрепляются картинками-предметами. В процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения различных частей речи. (Например: В холодильнике у Маши хранятся овощи, сыр, молоко, йогурт. Белка спрыгнула с ветки, сорвала гриб, залезла на ветку.)
Наглядные модели помогают также осмысленно запоминать изучаемые на занятиях правила ( например, о правописании имен собственных и т. д).
Далее учим детей составлению рассказа по серии картинок с развитием действия (составление предложений по изображению отдельных действий и объединение их в рассказ). Это способствует правильному определению последовательности высказывания. Работу по составлению рассказа с использованием изображений отдельных действий можно показать на примере составления рассказа «Зимняя прогулка»
Цель: обучение детей связному последовательному пересказу небольшого по объему текста с опорой на схему.
Рассказ «Как ребята лепили снеговика».
Утром Таня выглянула в окно. На улице лежал снег.
Таня оделась и выбежала во двор. Антон и Алеша уже гуляли во дворе.
Снег был липкий. Ребята скатали большой шар. Последним скатали совсем маленький шарик. Дети взяли ведро, веточки и морковку.
Из ведерка сделали шапку, из веточек руки, глаза и рот, из морковки нос. Так получился снеговик.
Составление описательного и сравнительного рассказа с использованием схемы.
В начале обучения составлению описательного рассказа наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета( на обозначение материала, формы, цвета, деталей, назначения описываемых предметов) .
Примерный рассказ детей: "Это кресло. Это кресло кожаное. Оно красное, большое. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. Кресло очень удобное. В нем можно сидеть и отдыхать".
Для обучения дошкольников старшего возраста сравнению предметов и сравнительному описанию также используются наглядные модели( например, сравнение белого и бурого медведя). Работаем над конструкцией сложносочиненных предложений с союзом «а». В конце освоения данной лексической темы схема рассказа о медведе упрощается.
В логопедической работе также применяется рисование плана рассказа (например, при описании частей предмета).
От репродуктивных форм связной речи переходим к самостоятельному творческому рассказыванию( выборочный пересказ, краткий пересказ с заместителями, с использованием опорных сигналов, с использованием символов и моделирования сюжета). Также используется пересказ рассказа с опорой на текст и модели( Рассказ «Лев и Колокольчик»).
Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок» «Три медведя» и др. (Колобок – жёлтый кружок. Волк – серый, Медведь – коричневый, Лиса- оранжевый), «Волк и козлята» (Волк- большой серый кружок, Коза – большой белый кружок, а козлята – белые маленькие) и др. К одной и той же сказке нужно возвращаться несколько раз. Такое обыгрывание способствует развитию умения соотносить предметы по величине, форме, цвету, позволяет развивать абстрактное мышление.
Можно научить детей придумывать сказки. Рисуем человечка.
-Кто это будет, мальчик или девочка? (Девочка).
-Значит, девочке нужно нарисовать платье? (Рисуем платье)
-А какие у неё будут волосы? Как её зовут?
-А где она живёт? (В доме). (Рядом рисуется дом).
-Кто ещё с ней живёт? (Мама, папа и собачка).
-А что делает Оля?
Следующий этап – разыгрывание сказки или её театрализация. Обучение лучше начинать с совсем коротеньких сказок и историй, можно предложить разделить сказку, например, «Принцесса на горошине» на главы, в каждой из которых рассказывается про что-нибудь одно. Каждой такой главе нужно дать название. Как Принц не нашёл Принцессу. Как пришла Принцесса. Королева положила горошину. Все узнали, что Принцесса настоящая. Как Принц женился на Принцессе.
Как горошину отправили в музей.
К каждой главе сделан рисунок: первый рисует логопед, а остальные – ребенок. Эти символические изображения обсуждаются с детьми. Они наиболее удобны для названий глав, т. к. не отвлекают ребёнка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования. От простых коротких историй, рассказов, сказок переходим к более сложным. Но сам план не удлиняем. Его смысл в том, чтобы сжато передать основной сюжет. Это задание направлено на то, чтобы научить ребёнка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной им сказки, выделять основные происходящие в ней события, поэтому не надо настаивать на дословном пересказе. В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядные модели по развитию связной речи
В презентации представлены фотографии моделей, используемых учителем-логопедом в работе по развитию связной монологической речи детей...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР".
Публикация: "Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР"....
Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"....
Мастер - класс для педагогов " Использование схем и знаковых моделей в развитии связной речи дошкольников".
Мастер- класс для педагогов...
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР
В данной консультации описывается использование наглядного моделировании при работе с детьми с ОНР....
Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников
Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников...