Человек. Части человека
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Формирование пространствнных представлений. Учить различать правую и левую руку, ногу, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, согласование  существительных с числительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no3_chelovek.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 3

Тема занятия: «Человек. Части тела»

Цель: Познакомить детей с частями тела человека.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: учить различать правую и левую руку, ногу, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, согласование  существительных с числительными;
  2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие речевых звуков; развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание. Учить употреблять слова антонимы, обратить внимание детей на многозначность слов
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки здорового образа жизни, бережное отношение к своему телу.

Оборудование: проектор, экран для проектора

Ход занятия

 

  1. Организационный момент:

Логопед: 

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил

  • Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

  • Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки!                 (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки!                 (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки!                 (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки!                 (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок!         (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок!                 (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок,         (дуют: ш-ш-ш)

Звонкий детский голосок!                 (болтают язычком: бл-бл)

Поезд длинный у перрона!                 (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам,         (тикают: тик-так)

Громким детским голосам!

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

  1. Знакомство с темой

Логопед: 

  • Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек).

  • Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)
  • Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)

Кощей: Кто тут говорил про меня?

А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я ничего вам не покажу.

Загадки.

  1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза)

  1. Между двух светил я в середине один. (Нос)
  2. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) 

  1. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки)

  1. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в … (живот)
  2. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова)
  3. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Артикуляционная гимнастика 

(артикуляционные упражнения «Толстые внуки»)

Кощей:

  • Ой, какие вы тут умные-преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Д/упражнение «Вспомни».

Логопед: 

  • Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)

Д/игра «Доскажи словечко»

  • Я начинаю предложение, вы заканчиваете.
  • Головой мы что делаем? (думаем)
  • Ушами что делаем? (слушаем) 
  • Глазами? (смотрим) 
  • Носом? (дышим, нюхаем)
  • Ртом? (едим, пьем, говорим) 
  • Руками? (берем, держим) 
  • Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем)
  • Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем)

Д/игра: «Назови слова-действия», а наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки:

Повару –         готовить

Художнику –         рисовать

Швее –                 шить

Бабушке –         вязать

Учителю –         писать

Ребенку –         играть

Обжоре –         кушать

Для чего нужны ноги:

Футболисту –         мяч гонять

Балерине –         танцевать

Бегуну –         бегать

Пешеходу –         ходить

Фигуристу –         кататься

Прыгуну –         прыгать

А для чего вам нужна голова?

 Логопед: 

  • Ребята, посмотрите, персонажи какой сказки к нам пришли? (Красная шапочка)
  • Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Д/игра «Назови ласково».

  • У моей внучки не рука, а ручка и т. д.

нога – ножка

волос – волосик

щека – щечка

глаз – глазок

плечо – плечико 

палец – пальчик 

ухо – ушко

нос – носик 

голова – головка – головушка

живот – животик

Логопед: 

  • Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Д/игра «Расскажи про великана»

Не руки, а – ручищи; не глаза, а – глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7. Педагог: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Массаж.

Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

Слайд 8. Педагог: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9. Игра «Подумай и ответь»

Педагог: Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

- Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

- Спасибо ребята.

Слайд 10. Педагог: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Слайд 11. Многозначность слов.

Педагог: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула.

Ножки – у стула, у гриба.

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Педагог: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.

(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)

Слайд 13. Итог:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Человек. Части тела человека"

Картотека «Человек. Части тела человека» составлена с целью воспитания ценностного отношения детей к  здоровью и чело­веческой жизни, развитию мотивации к  сбережению своего здоровья и здоро...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста

      Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы »        Педагогическая актуальность.    ...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...